Дайнис Турлайс в разговоре с вашим корреспондентом сам решил сделать чистосердечное признание. Видимо, у офицеров советской закалки чувство долга и совести еще не вытравилось.
— Мне никогда не было так стыдно за себя, как в этом году. Мне стыдно за то, что я голосовал за продление срока пребывания наших солдат в Ираке, а также за ратификацию Евроконституции. Я не могу себя за это простить! Поддался воле правящей коалиции! Хотя своего убеждения я не изменил: военная интервенция в Ирак была юридически незаконна, аморальна по своей сути и лишена всякого здравого смысла.
Что же касается Европейской конституции, то предложенный нам вариант, который продавила правящая коалиция, только способствовал расколу Евросоюза, он не приближал, а отдалял Европу от истинных идеалов и ценностей, в том числе и ценностей христианских. Мне становится не по себе, когда я думаю о том, в каком европейском сообществе лет через 10 будут жить мои дети, вообще следующее поколение Латвии. А жить они будут в обществе, которым правят алчность, насилие, наркотики, извращения… Когда европейские коллеги узнают, что мы в своей конституции смогли записать определение брака (“союз мужчины и женщины”), они не верят своим ушам. “Это невероятно! Как вы этого добились?! Если бы мы в Париже или Амстердаме предложили подобную поправку, нас бы объявили врагами нации, врагами сексуальных меньшинств!” — говорили мне западноевропейские парламентарии и просили поделиться опытом. Вот до чего мы в Старом Свете докатились, когда однополые браки становятся нормой (!), а те, кто пытается с такой “нормой” не согласиться, подвергаются гонениям!
В чем вообще концепция развития Евросоюза? Как будет дальше развиваться эта структура? Конституция ясного ответа не дает, создается впечатление, что этот документ европейские бюрократы задумали лишь с одной целью — создать юридическую базу для того, чтобы полностью перенять власть, отобрать последние полномочия у национальных правительств и парламентов. Для меня очевидно, что такая централизация в условиях безумного бюрократизма только усилит разногласия в ЕС, добавим к этому и хаос, который создался из–за того, что в структурах Евросоюза нет единого языка общения и используются сразу 25 языков!
В ЕС уже сейчас действуют десятки тысяч законов, а будет еще больше! Понятно, что так и до кризиса недалеко. ЕС нуждается в срочной реформе, вместо этого нам предлагали принять совершенно бездарный и опасный для Европы документ под названием “Евроконституция”.
— Вернемся к теме Ирака и нашему участию в этой военной кампании. Наши власти говорят, что нынче ситуация иная, чем она была в начале операции по вводу войск в эту страну. Сегодня войска уже присутствуют в Ираке с разрешения Совета Безопасности ООН. Так, может, все–таки вы поступили правильно, проголосовав за продление миссии наших солдат?
— Да, я согласен, что с юридической точки зрения сегодня пребывание наших солдат в Ираке является более–менее легитимным. Я также понимаю, что существует соотношение сил в мире и руководство Латвии решило встать на сторону самой сильной державы — Соединенных Штатов. Но сегодняшние события, последующее решение Совета Безопасности ООН не снимают с нас моральной ответственности за участие в начальной стадии военной операции в Ираке.
Стадии, которую я не могу назвать иначе как агрессией. Агрессией против суверенного государства, вопреки международному праву! По большому счету, нашему президенту следовало бы извиниться и перед парламентом, а главное — перед своим народом. За то, что Латвия была втянута в войну в нарушение всех международных норм под надуманным предлогом. Как мы знаем, никаких отравляющих веществ и других видов оружия массового поражения в Ираке обнаружено не было, да и изначально американская администрация преследовала совсем иные цели — экономического свойства… Еще раз подчеркну: Латвия была втянута в эту агрессию как союзник США, а не как член ЕС и НАТО. Война в Ираке не имеет ничего общего с нашими обязательствами по отношению к Евросоюзу и НАТО!
Если сейчас взять подшивку интервью, которые я давал в самом начале кампании против Ирака, то окажется, что мои прогнозы были верны на 100%. Хотя лучше бы я ошибался… Сегодня войска американской коалиции просто увязли в этой стране. Самое ужасное заключается в том, что просто так сейчас уйти уже нельзя. Даже с военной точки зрения. Операция по выводу войск должна быть тщательно подготовлена. Иначе это вызовет еще большее кровопролитие. Но такая подготовка не ведется. Как признавался неоднократно сам Джордж Буш, у администрации был план по началу победоносной кампании, но не было плана ведения длительной войны и тем более не было плана вывода войск. В итоге военный тупик. И политический тоже, ведь очевидно, что народ Ирака не примет навязанный ему режим и марионеточное правительство. Это все равно что пытаться вживить в организм имплантант, который иммунно не совместим с тканями организма.
Понятно, что произойдет отторжение этого инородного тела. Мы оказались заложниками “концепции сильного”, которую реализуют американцы. Концепция эта заключается в том, что раз мы самые сильные, то можем себе позволить все — даже не считаться с позицией народа другой страны. Это совершенно губительная политика. Политика, которая порождает ненависть. Политика, которая вредит престижу самих Соединенных Штатов. Не сомневаюсь, что следующая администрация будет пытаться коренным образом изменить внешнюю политику. Нет, новое руководство страны не будет посыпать голову пеплом, это не в традициях США, но политика будет совершенно иной.
Главный же вывод, главный урок, который весь западный мир, а в особенности США, должны сделать: нельзя пытаться всем странам навязать свое представление об устройстве государства, свое представление о демократии. Об этом нужно помнить и Латвии, особенно когда мы активно пытаемся экспортировать демократию в соседние страны. Настал последний черед переосмысления внешней политики Латвии. Мы живем в эпоху глобализации, мы живем в эпоху, когда мир от одного центра притяжения (США) переходит в стадию многополюсного мира — создаются новые центры силы, прежде всего силы экономической.
В качестве одной из самых перспективных осей развития нынче экономисты признают ось Китай — Индия — Казахстан. По своему потенциалу этот триумвират сопоставим с США или даже превосходит его, учитывая, что у Америки огромный внешний долг — 300 млрд. долларов! Тогда как у Китая нет вообще внешнего долга и позитивный торговый баланс. Латвии нужно смотреть на мир шире и пытаться развивать отношения и с Китаем, и с Россией, и с Индией. Но это возможно лишь в том случае, если мы прекратим навязывать другим странам свое понимание демократии.
— Концепции развития Латвии в ЕС тоже до сих пор нет?
— Нет вообще концепции развития Латвии. В чем наши цели и задачи, к чему мы стремимся? Посмотрите на соседнюю Эстонию. Страна почти наполовину меньше Латвии, а инвестиций из Европы получает в 10 раз больше! Это значит, что эстонским властям удалось построить такое государство и такую экономику, которая вызывает доверие у инвесторов. Мы же в Латвии основную энергию тратим на разделение, на раскол общества — по гражданству, по этническим и социальным признакам. Действуем по старому принципу “разделяй и властвуй”. Так дальше продолжаться не может! Латвия будет развиваться только при наличии ясной экономической стратегии, в основе которой рост благосостояния. Если такой программы не будет и если не будет тех, кто способен ее реализовать, Латвии рассчитывать не на что. Отток населения продолжится еще более быстрыми темпами.
Остается уповать лишь на то, что в результате следующих выборов к власти придут умные и решительные люди, которые будут проводить разумную внешнюю и внутреннюю политику. И Латвия не превратится в раба, в прислужника, а будет проводить свою независимую политику. В интересах собственного народа и базируясь на традиционных ценностях.