Невероятно, но факт
Слушая рассказ Евгения, я ловил себя на мысли, что вся эта история слишком неправдоподобна, чтобы в нее поверить. С другой стороны, размышлял я, а зачем человеку все это выдумывать. Есть такое расхожее выражение: «В жизни всегда есть место подвигу». Утверждение далеко не бесспорное. А вот то, что в жизни порой происходят невероятные истории – это факт. Иногда невероятные, иногда абсурдные, но в том и другом случае они кажутся неправдоподобными именно из-за своей невероятности и абсурдности. Уехать в другой город и не иметь возможности вернуться домой в течение более 10 лет? Да возможно ли такое? Оказывается, возможно. И это при том, что человек проявлял завидную настойчивость в своих попытках вернуться на родину. Но потеряв документы, он на долгие годы превратился как бы в человека-фантома, в человека-никто. Фактически человек есть, а для официальных властей его нет. Евгений испытал жуткое чувство беспомощности, обиды и отчаяния. В конце концов ему удалось вернуться в Даугавпилс и даже получить латвийское гражданство. Читатель удивится – как так? То не впускали в страну, то впустили да еще и гражданство присвоили? После разговора с Евгением я побывал в Даугавпилсском отделении управления гражданства и иммиграции. Там вспомнили: «Да, была такая история. Парень никак не мог вернуться на родину. Мать приходила, плакала, очень просила помочь. Мы разъяснили ей, как поступать, какие документы подготовить, и ей удалось вернуть сына домой». Вот, в Даугавпилсе работники УГИ не только добросовестно исполнили свои обязанности, но и отнеслись к беде посетителя с искренним сочувствием. А о чиновниках из латвийского посольства в Москве Евгений вспоминает с обидой. По его словам, они и не пытались помочь ему вернуться на родину.
Московские мытарства
Эта история началась с того, что после окончания средней школы Евгений решил поступать в престижный московский вуз – МФТИ, или, как его называют москвичи, в физтех. Дело было в уже далеком 1989 году. Несмотря на большой конкурс, Евгений в институт поступил, но уже через год оставил учебу и вернулся домой. И сразу попал под призыв. Это был последний призыв в советскую армию, через год СССР прекратил свое существование. Вот год и довелось Евгению прослужить на срочной, а потом его демобилизовали по указу первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. Парень вернулся домой, устроился на работу, почти год проработал на одном из заводов оператором ЧПУ. А потом решил снова ехать в Москву, восстановиться на учебу в вузе. Знал бы он, что это роковой шаг, и что впереди его ждут нелегкие испытания, но кто знает, что нас ждет впереди?
Восстановиться в вузе Евгению не удалось, оставалось только взять билет на поезд и вернуться домой. Но случилась неприятность – он потерял паспорт и все остальные документы. И сразу стал НИКТО. Без документов через границу не переедешь, а здесь, в Москве, на легальную работу не устроишься. И потянулись дни, недели, месяцы мытарств. Евгений перебивался случайными заработками, не гнушался никакой работы. Часто отправлялся разгружать вагоны. Это было время политической неразберихи, экономических потрясений. В Москву хлынули толпы мигрантов со всех окраин бывшего СССР. Эти люди тоже были готовы на любую работу. Поэтому конкуренция была страшная, даже на разгрузку вагонов. Постепенно у Евгения появились новые знакомые, приятели. Жил он – где придется. Первое время ночевал в подъездах, потом у знакомых. Фактически превратился в бомжа. В конце-концов попал в какую-то религиозную секту. Пошел туда не ради завиральных идей, а потому что там можно было получить хоть небольшую, но материальную поддержку. Но этого для выживания не всегда хватало. Когда становилось совсем невмочь, Евгений просил подаяние. И отчаянно боролся за выживание, даже со временем организовал свой небольшой бизнес – перепродавал какие-то шапки. И все это время посещал латвийское посольство, просил помочь вернуться домой.
Мать спасла сына
- В посольстве сначала спросили: «Кто вы такой? Где ваши документы?» Потом сказали: «Вы живете в Москве, вы русский, что вам от нас надо?»
- С 1994 года я посещал посольство неоднократно. В конце концов я понял: они знают, что я из Даугавпилса, но впускать меня в Латвию не хотят. А мама мне писала: «Обращайся в посольство – там тебе помогут!» Не помогали. Приятели мне советовали: оформи фиктивный брак с москвичкой. А как оформишь без документов? В 1995 году мама получила латвийское гражданство, поскольку ее отец имел гражданство Латвии. А я не был даже внесен в Регистр жителей. Просто когда уезжал из Латвии, даже не знал об этом. Конечно, это создало дополнительные трудности для моего возвращения на родину. Здесь, в Москве, меня считали латышом, а в посольстве – русским. Я страшно боялся попасть в московский спецприемник для нелегалов. Но Бог миловал. Возможно, мое дело сдвинулось с места, когда мать стала ходатайствовать. Мы с ней побывали в латвийском посольстве. А окончательно мой вопрос решился после приезда на 9 мая в Москву Вайры Вике-Фрейберги. Мне кажется, она повлияла на мою судьбу, помогла вернуться домой. О моей истории сообщалось в Интернете. Может быть, она прочитала ее. В августе этого года в консульском отделе латвийского посольства в Москве мне все же присвоили персональный код, т.е. фактически присвоили латвийское гражданство и выдали разрешение на въезд в Латвию. Разумеется, для этого я представил все необходимые справки и документы. 19 августа на автобусе я выехал в Даугавпилс. А по возвращении получил латвийский паспорт. Как-то в Москве по телевизору я видел передачу о нелегалах. Там рассказывалось о таких людях, как я. И я понял, что в России живет немало людей из Латвии, которые не могут вернуться на родину. Мне повезло, да и я сам был очень настырный.
Казалось бы, все проблемы у Евгения позади? К сожалению, это далеко не так. Все эти мытарства не прошли бесследно для его здоровья. Поэтому найти работу , устроить свою личную жизнь ему сейчас очень непросто. Но жизнь продолжается. Кто знает, может быть, она еще повернется к Евгению своей светлой стороной?