Малоимущие или не по совести имеющие?

Абсолютное большинство обездоленных жителей нашего города получают материальную поддержку, оказываемую Даугавпилсским Управлением социальных дел (УСД), на вполне законных основаниях. Однако есть особая категория людей, для которых получение материального пособия стало не столько необходимостью, сколько привычкой. Об этом мы разговариваем с директором УСД Жанной Кулаковой.

Доброта портит

Автору этих строк не раз приходилось слышать от возмущенных людей, живущих на грани бедности, но решающих свои проблемы за счет собственных сил и ресурсов и считающих за унижение ходить с протянутой рукой в УСД, что иные так называемые малоимущие, ведущие антисоциальный образ жизни, получив деньги, продукты питания или даже моющие средства, тут же закладывают их на «точках» или продают за бесценок, а вырученные деньги тратят опять же на спиртное. Дрова, которые им выделяют, также идут в обмен на самогон. «Обидно, несправедливо и оскорбительно», – жалуются приличные горожане.
 Жанна Кулакова признала, что затронутая проблема существует и давно нуждается в решении. Посему в августе этого года Гордума приняла решение о реорганизации бывшего Центра социальной помощи (ЦСП) в новую, более совершенную и эффективную, структуру. Отныне в УСД входит дневной Центр пенсионеров и инвалидов, Социальный дом и приют, расположенные на улице Шаура. В данный момент решается вопрос о переводе под крыло УСД Детского центра инвалидов «Цериба». В Управление входит 5 отделов: социальной помощи, информации, анализа, обучения, развития и проектов, основной целью которого является сбор данных и анализ социальной ситуации в городе, также отделы по оказанию социальных услуг семьям с детьми, пенсионерам, инвалидам, безработным, зависимым от алкоголя, наркотиков, компьютерных игр и вернувшимся из мест не столь отдаленных. С 1 января 2006 года УСД берет под опеку жертв работорговли.
Основной акцент УСД делает не на раздачу направо и налево социальных пособий и продуктов питания, а на оказание малоимущим людям социальных услуг, которые могут быть самыми разными. Порой выясняется, что деньги возникшую проблему не решают. Требуется иной подход и иная помощь. «Мы убедились, что добротой лишь портим некоторых несознательных людей. Регулярно получаемые пособия и другая материальная помощь отнюдь не мотивируют их к смене образа жизни», – говорит Жанна Кулакова. Что правда, то правда. Некоторые безынициативные горожане, поставленные на учет в бывшем ЦСП в 1992-1993 годах, до сих пор числятся как получатели пособий. И не думают от них отказываться. «Им так удобно. Они привыкли вести ни к чему не обязывающий образ жизни. Не надо идти на работу и думать о завтрашнем дне». Если не принять мер, то через 2-3 года такие люди считаются безнадежно испорченными. Главная цель УСД заключается в том, чтобы каждый хронический получатель пособия стал налогоплательщиком. Еще большей бедой Жанна называет ситуацию, когда дети, видя беззаботный образ жизни родителей, со временем начинают его копировать.

Спасут от голода и грязи

Малоимущие из так называемых групп риска, как и все остальные люди, имеют право на получение гарантированного минимального дохода (ГМД), которому они, согласно Постановлению Кабинета Министров, обязаны самоуправлению города – 21 лат на одного человека в месяц. Некоторые семьи, являющиеся потенциально малоимущими, имеют неплохой доход. Но, чтобы получить данные деньги, необходимо оформить договорные обязательства. Причем претендент на получение пособия обязан их выполнить. В случае невыполнения обязательства человек лишается пособия. Это может быть отработка, именуемая ныне восстановлением трудовых навыков, или другой род занятий. Например, одну женщину, находившуюся в декретном отпуске по уходу за ребенком, направлять на отработку по понятным причинам было нельзя. Но так как жилище дамы, мягко говоря, чистотой не блистало, то УСД заключил с ней договор, согласно которому женщина должна было привести дом в приличный вид. Помимо денег, малоимущий имеет право на получение один раз в 3 месяца продуктового пакета весом почти в 9 кило. Этот набор состоит из молока, хлеба, растительного масла, круп и прочих продуктов питания, а также талонов на обед. Плюс моющие средства: мыло и стиральный порошок. Всего же малоимущим в течение года предоставляется 25 видов различной помощи и услуг, большую часть из которой имеют право получать также представители групп риска.

Надежда есть всегда

По информации Ж.Кулаковой, в поле зрения работников УСД постоянно находятся люди без определенного места жительства. С каждым ведется
индивидуальная разъяснительная работа. Вошло в практику, что работники Управления вместе с сотрудниками Муниципальной полиции после 21.00 объезжают заброшенные районы города, где, как правило, собираются социально опустившиеся элементы, информируют их о правах, в том числе на получение помощи, и направляют в социальный и ночной приюты. Не без стараний УСД этим людям восстанавливают утерянные паспорта или оформляют инвалидность. Практические результаты есть. Не часто, но некоторые люди в конце концов возвращаются к нормальной жизни. На памяти Жанны случай, когда ее вмешательство в судьбу одного мужчины не дало ему пропасть в жизни, что случается со многими. Однажды она увидела копавшегося в мусорнике прилично одетого и чисто выбритого человека, который, как выяснилось, попав под сокращение, остался без работы. Через полгода супруга выставила мужа на улицу. Проработав долгие годы на предприятии, человек стеснялся и не имел навыков трудоустройства. УСД помогло мужчине, у которого теперь есть крыша над головой. Дело осталось за работой.

22.12.2005 , 13:18

Анатолий КРЫЛОВ


Написать комментарий