Погода заморозила объекты

Строители и заказчики несут ощутимые убытки

Строительство — одна их тех отраслей народного хозяйства, которая наиболее чувствительна к экстремально низким для наших широт температурам. И не потому, что наши строители боятся мороза. Чисто технологически многие виды работ вести сейчас невозможно.




Холодный ветер “снес” с верхних этажей строек монтажников-высотников, остановились краны, прекратилось бетонирование. Работы нулевого цикла тоже бесперспективны — долбить землю для котлована при минус 20 долго и неэффективно. Между тем заказчики не ждут, да и банки не знают простоев и берут проценты за выданные кредиты невзирая на стужу и прочие природные катаклизмы. Сколько потеряла отрасль за несколько “замороженных” дней? Можно попробовать прикинуть. Так, за девять месяцев прошлого года объемы строительства в Латвии составили 550,5 млн. Ls, свидетельствуют данные ЦСУ.

Произведя несложные расчеты, можно определить, что в день отрасль производит работ примерно на 2 млн Ls. И нынешние пять дней простоя (начиная с четверга) — это приблизительно 10 млн. недополученных латов. Минус работы на 2-3 миллиона, которые проводятся в помещениях. Итого получается, что морозы обошлись строителям в 7-8 млн. Ls.

ЦИФРА:

7-8

млн. Ls


Во столько оценивается ущерб строительной отрасли, нанесенный нынешними морозами.

ЭКСПЕРТИЗА:


Чем вы занимаетесь
во время холодов?


Виктор ПАРА, президент компании BMGS, входящей в консорциум Dienvidu tilts:


— Сейчас работы по возведению Южного моста приостановлены. А вернее будет сказать — выполняются не в полную силу. Проводятся лишь некоторые подготовительные действия. Главная причина — техника. Большинство из используемых нами машин работает на гидравлике и если эксплуатировать их при температуре ниже 17 градусов мороза, то они могут выйти из строя. Надеемся, что уже в среду вернемся к работе в полном объеме.


Илья БЕРКОВ, председатель правления строительной компании Arbuma:


— Как дела? Спасибо, плохо. Там, где есть возможность, идут отделочные работы, а основное — монолит и кирпичная кладка — естественно, стоит. Да, есть специальные добавки к бетону, однако и они позволяют работать только до 10-15-градусного мороза. Конечно, существуют разные хитрости: можно греть бетон, устраивать так называемые “тепляки” — наращивать опалубку, утеплять ватой и пленкой и гнать внутрь теплый воздух. Но все это не учтено сметой, поэтому заниматься такими вещами никто не станет — сами знаете, сколько сейчас стоит электричество. Лучше отправить в эти дни людей отдохнуть. Хотя надо будет оплатить им хотя бы часть вынужденных простоев. Поэтому морозы для строительной отрасли — это убытки, простои, невыполненные объемы.

Правда, сильный мороз на стройке “нормируется” — сведения о нем заносятся в журнал и технадзор заказчика ставится в известность. Заказчик тоже ведь себе не враг, ему не надо, чтобы сделанная в мороз кладка или опора рухнула на головы жильцов.


Валдис МОРС, директор компании Aile (производство и установка стеклопакетов):

— Мы продолжаем работать. Правда, активность заказчиков сейчас пониже. Есть и проблемы — например пена, которой герметизируются рамы, при такой форс-мажорной температуре не возьмется. Поэтому временно мы можем утеплить их ватой, а когда погода наладится — заделать пеной. Со строительными работами сложнее. Сроки сдачи объектов сдвинутся на несколько дней, заказчики вряд ли будут этим довольны. Но, думаю, скоро потеплеет, сегодня возвратился из Лиепаи, там уже было минус 12.


Юрий НИЕДРА, генеральный директор АО Ku Lat Holding:

— Да, все в порядке, мы работаем. Знаете, мне приходилось строить в пустыне Гоби (это в Монголии, на границе с Китаем) при минус 45. А как строят в Заполярье? Конечно, нежелательно бетонировать при минус 20, но это нежелательно делать и при минус 10. Просто есть масса технических приемов, заходите, покажу учебники.

В этом деле самое важное — человеческий фактор. Техника и материалы выдержат, а вот люди — не всегда. Хотя, думаю, если бы такая погода продержалась недели две, то все работали бы как ни в чем не бывало — привыкли бы.

24.01.2006 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий