Наша память: Они погибали дважды 2

Старая табличка
Старая табличка
В прошедшую субботу в Лоциках по инициативе вдов военных пенсионеров была установлена новая памятная доска у памятника экипажам 73-го бомбардировочного полка Алексея Глухова и Петра Пономарева

О тяжелых воздушных боях Второй мировой войны в небе над Даугавпилсом напоминает множество могил летчиков на Братском кладбище и их захоронения в Даугавпилсском крае. За могилами ухаживают самоуправления, общественные организации. Среди них и Общество военных пенсионеров.

Один из памятников был открыт 29 июня 1979 года на месте огненного подвига летчиков-героев, повторивших в первые дни войны подвиг Гастелло. Он был сделан из самолетного крыла с портретами героев. Во времена беспредела 90-х памятник был изуродован – нелюди его цинично расстреляли. На его месте был установлен новый камень с табличкой на латышском языке. Фамилия младшего лейтенанта Петра Пономарева была написана с ошибками. Качество надписи было невысоким, и время ее заметно разрушило. И даже после обновления надпись выглядела крайне неприглядно.

На одном из собраний Общества военных пенсионеров вдовы предложили заменить табличку и установить новую памятную плиту. Их поддержали отставники. Пройдя не одну инстанцию согласования, они добились разрешения установить новую доску. Дальше подключился головной атаман украинского казачества в Даугавпилсе Василий Лукащук, благодаря усилиям которого в нашем городе и крае восстановлено более полутора десятков памятников.

Василий Лукащук, главный атаман украинского казачества в Латвии

13 октября, накануне Покрова, состоялось торжественное открытие новой мемориальной доски.

Слова, идущие от сердца

Иван Шилин, председатель Даугавпилсского общества военных пенсионеров, капитан 1-го ранга в отставке, служивший в ТОГЭ – Тихоокеанской гидрографической экспедиции, обеспечивающей полеты в космос: «Экипажи 73-го бомбардировочного полка 30 июня 1941 года совершили двойной огневой таран. Оба бомбардировщика были подбиты. Петр Пономарев направил горящую машину на скопище бронетехники возле понтонного моста через Даугаву. Летчик и его экипаж – штурман Василий Вотинов и стрелок-радист Иван Варенников – остались верными присяге до конца.

Точно так же поступил другой экипаж – командир Алексей Глухов, штурман Василий Матвеичев, стрелок-радист Григорий Сапа. Сбросив смертоносный груз на вражескую колонну, вспыхнувшая машина пошла на таран фашистов.

Бомбардировщики стартовали из-под Ленинграда. Истребителей не хватало, и самолеты летели бомбить мосты в районе Даугавпилса, по которым на восточный берег Даугавы без прикрытия переправлялись части немецкой группы армии «Север».

Героические экипажи похоронены на Братском кладбище. Мы каждый год возлагаем цветы в Сквере Славы, на братских кладбищах, у памятника в Лоциках. И одна из вдов заметила: «Смотрите, хоть мы и подновили надпись, но она неудобно читается, только на латышском языке». Народ задумался и решил сделать мемориальную плиту. Оказывается, государство взяло все памятники на учет. И нам пришлось в четырех инстанциях согласовывать текст, написанный на трех языках. Нам пошли на встречу, и у нас все получилось, потому что все делали дружно».

Иван Шилин, председатель Даугавпилсского общества военных пенсионеров, капитан 1-го ранга в отставке

Зазвучало знаменитое: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». И под звуки бравурного «Авиамарша» щемяще больно было думать о том, что погибшие 77 лет назад летчики, их экипажи, были очень молоды: Петру Пономареву исполнилось 22 года, а Алексею Глухову – 21. Место гибели летчиков-балтийцев разыскали лишь в 1979 году. Их имена из безвестия вернули наши даугавпилсские следопыты, которых возглавляла председатель секции «Поиск», участница Великой Отечественной войны, журналистка Ольга Осиповна Кудряшова.

Юрий Ермаков, заместитель директора Русского дома и участник поисковой экспедиции: «Ольга Осиповна обратилась к нам, комсомольцам, с предложением принять участие в поиске в Лоциках двух погибших экипажей – Петра Пономарева и Алексея Глухова. Мы, естественно, включились в поиск.

Начали раскапывать сначала документы, нашли имена погибших воинов. Первый экипаж упал в 700 м от места, где сейчас стоит памятник. Там находились немецкий штаб и скопление войск. Второй экипаж упал немного дальше, в километре отсюда. Экипаж Петра Игашова подняли раньше, и за подвиг их посмертно наградили орденами Отечественной войны. Геройский подвиг экипажей Пономарева и Глухова тянул на Героев.

Бомбардировщик Петра Пономарева протаранил мессер, потом пошел на таран немецкого штаба. Когда самолет упал, стрелок-радист Григорий Сапа был еще жив. Его выбросило из кабины. Немцы его нашли, связали колючей проволокой и закололи штыками. Этим зверством озлобленные фашисты мстили за тот урон, который нанес им 73-й полк.

Мы нашли останки героев, правда, при этом утопили трактор. Затем мы выступили с ходатайством о награждении погибших экипажей правительственными наградами. Был установлен памятник – предоставленное училищем самолетное крыло с 6-ю фотографиями летчиков. Здесь проходили построения, молодые воины принимали присягу. После вывода войск памятник остался бесхозным. Но школа, к счастью, взяла шефство и ухаживало за ним.

Хочу сказать, что эти экипажи погибли дважды. Эту территорию в Лоциках после вывода войск стали охранять земессарги. В один из дней мы сюда пришли и увидели, что эти ребята на фото расстреляны из автоматов. Дыры от пуль были в самих фотографиях. Чтобы не поднимать шума, руководство волости предложило поставить новый памятник».

Юрий Ермаков, заместитель директора Русского дома и участник поисковой экспедиции

Затем выступили консул-советник Генерального консульства России Наталия Пустовалова; малолетняя узница двух концлагерей, ныне возглавляющая ДОБАК (Даугавпилсское общество борцов антигитлеровской коалиции) Лариса Задохина; руководитель Русской общины Даугавпилса Евгений Дробот; учительница, вдова офицера Клавдия Мартьянова; главный атаман украинского казачества в Латвии Василий Лукащук.

Наталья Пустовалова, советник Генерального консульства России

Память огненных экипажей присутствующие почтили Минутой молчания. Честь открыть памятную плиту была предоставлена подполковнику в отставке, штурману полка, летчику Владимиру Богданову. Как и Алексей Глухов, он был выпускником Ейского авиационного училища.

Лариса Задохина, малолетняя узница двух концлагерей, председатель ДОБАК

Евгений Дробот, руководитель Русской общины Даугавпилса

Подполковник, штурман полка, летчик Владимир Богданов открывает памятную доску

19.10.2018 , 21:00

Наталья Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Такие памятники должны обозначаться....живу в городе даже незнаю где эти памятники.....про такие подвиги надо знать всем....

Экипажу Игашова установлена плита по дороге в Краую,но на месте падения самолета,где раньше стоял памятник,все уничтожено.Нелюди.

Написать комментарий