В ДРБ сделаны первые операции по извлечению тромбов из сосудов головного мозга

С 14 мая в Даугавпилсской региональной больнице проводятся уникальные для нестоличной медицины операции по извлечению тромбов из сосудов головного мозга. Под общим контролем невролога занимаются этим специалисты Отделения ангиографии, которым руководит доктор ­Владимир Осипов.

Инфраструктура инвазивной кардиологии

«В мире ведутся дискуссии, кто и как должен делать такие операции, исторически этим занимались инвазивные радиологи, но постепенно преобладает мнение, что надо использовать инфраструктуру инвазивной кардиологии, которая у нас уже настроена идеально для оказания помощи при инфарктах, – рассказывает инвазивный кардиолог Отделения ангиографии ДРБ Денис Васильев. – Тромб в сосуде катастрофически укорачивает жизнь человека – час закрытого сосуда равен 3,6 годам жизни, поэтому извлечение тромба должно быть максимально быстрым.

Серьезные исследования, закладывающие основу таких операций, в мире были проведены недавно, около пяти лет назад. Используются два основных метода – или тромб с помощью катетера отсасывается под большим вакуумом, или в сосуд вставляется специальный стент-ретривер, который раскрывается и прикрепляется к тромбу, после чего извлекают его вместе с тромбом.

Манипуляция осуществляется вручную, при этом визуализация всего процесса максимально компьютеризирована. Анатомия сосудов в отдельно взятом случае может быть очень сложной – так, на недавней операции, которая продолжалась два с половиной часа, изгибы и петли сосуда создавали суммарный оборот более 1 080 градусов. При благоволящей анатомии операция длится от получаса до часа».

Денис ВасильевСейчас в ДРБ трудятся 4 инвазивных кардиолога. Уроженец Даугавпилса Д. Васильев учился в Рижском университете имени Паула Страдиня, резидентуру проходил в Латвийском университете. Начиная с пятого курса, получал опыт в качестве волонтера в Латвийском кардиологическом центре, а после окончания учебы вернулся в родной город. Продолжил накапливать практический опыт в операциях как в нашей больнице, в Латвийском кардиологическом центре, так и за рубежом. Д. Васильев работает в ДРБ уже шестой год.

Тромбэктомия больших сосудов

Выявление и лечение пораженных сосудов становится возможным после введения контрастного вещества – неблагополучные, суженные, участки видны в рентгеновских лучах. В первую очередь речь идет о коронарных сосудах, питающих сердце, кроме того диагностируются проблемы и оперируются периферические сосуды ног, почечные артерии, сосуды шеи, а в последнее время – и сосуды головного мозга при инсульте.

По словам Д. Васильева, с 14 мая, когда была сделана первая такая операция, по 17 июня в Даугавпилсе оказали помощь уже четверым пациентам, у которых из-за образовавшихся тромбов в сосудах головного мозга произошел инсульт. Процедура извлечения такого тромба с помощью вводимого вручную специального катетера (механическая тромбэктомия больших сосудов головного мозга) до настоящего времени была доступна только в Риге.

Время решает все

«Мозг может обходиться без кислорода очень короткое время – от четырех до пяти минут, хотя тут не все так просто, – говорит Д Васильев. – У большинства людей есть маленькие «мостики» – сосуды между полушариями. Кому очень повезло, и этот «мостик» достаточно велик, он может питать противоположное полушарие во время инсульта. У таких пациентов оказывается больше времени – в отсутствие кислорода умирает центральный участок, находящийся ближе всего к тромбу, но есть обширная зона вокруг, где клетки еще не определились – умирать им или нет. Эти клетки можно попытаться спасти.

Предлагаемая терапия подходит не всем – тромбы в больших сосудах мозга образуются не при каждом инсульте. Если тромбы образовались в маленьких сосудах и находятся далеко, то риски нашего вмешательства будут гораздо выше, чем ожидаемый эффект. Поэтому мы оперируем только большие сосуды. Кроме того, бывают инсульты с кровоизлиянием, бывает, что время уже упущено.

Так же, как и при инфаркте, помощь должна быть оказана чем быстрее, тем лучше. Мы можем быстро сделать идеальную операцию, но если пациент с нерабочей рукой сутки сидел дома или с болями в груди не вызывал «скорую», то уже бывает трудно чем-то помочь. Надо, чтобы четко сработала вся цепочка – родственникам нужно вовремя понять, что произошло, «скорая» должна приехать максимально быстро, и нам требуется провести всю необходимую диагностику. В англоговорящих странах этот главный принцип цепочки помощи описывается аббревиатурой RRR, что расшифровывается как Правильный пациент в Правильную больницу, в Правильное время. У неврологических пациентов невролог должен оценить клиническое состояние, сделать компьютерную томографию, убедиться, что нет кровоизлияния, определить местонахождение тромба, и только тогда мы вместе с Анестезиологической службой можем положить такого пациента на стол». Это огромная командная работа.

Уменьшить неврологический дефект

Пациента с инсультом в Приемном отделении должен встречать невролог – в обязанности этого специалиста входит оценка состояния больного, а также контроль за всем процессом оказания помощи. Даугавпилчанка Дина Ершова работает в ДРБ в качестве сертифицированного невролога с октября прошлого года.

«Мы можем помочь пациентам, которым раньше в принципе помочь не могли, – поясняет Д. Ершова. – Если был закрыт большой сосуд, то несмотря на все наше лечение, эффекта особого не было, и люди оставались фактически инвалидами. Теперь к нам поступают парализованные, неговорящие пациенты, с большим неврологическим дефектом, и у них есть шанс на выздоровление. Нужно понимать, что если маленький тромб мы можем растворить с помощью тромболиза, то есть введения специального разжижающего кровь лекарства, то растворить большой тромб удается гораздо реже.

Тромбэктомия может значительно уменьшить симптомы инсульта – был случай, когда к нам приехала женщина с очень большим неврологическим дефектом в виде паралича правой стороны и неспособности говорить ­– и после тромбэктомии она ушла от нас на своих ногах. К сожалению, такой способ лечения показан не всем».

Не ждать, что «само пройдет»

 «Что касается логистики и слаженности работы всех звеньев, то нам еще многое предстоит улучшить. Ведь для пациентов с острым инсультом время критически важно, – считает Д. Ершова. – Часто бывает, что у пациента появляются симптомы, а он ждет, что все само пройдет, и потом, когда он приезжает к нам через сутки, мы уже ничего не можем сделать.

Хочется, чтобы люди обращали внимание на свое здоровье – если чувствуешь, что что-то идет не так – начинает неметь, слабеть рука или пропадает речь, то лучше не тянуть и приехать в больницу. Никто не даст гарантии, что после появления таких симптомов в течение нескольких минут не наступит паралич – нужно считаться с тем, что инсульт может наступать резко, но может и развиваться постепенно. Мне хотелось бы, чтобы люди приезжали в больницу вовремя, чтобы у нас была возможность им помочь».

 

06.07.2020 , 05:00

Пресс-служба Даугавпилсской региональной больницы , Gorod.lv

Фото: ДРБ