Дукурсы разгадали ребус неуправляемых саней

Заканчивающийся зимний сезон подарил нашим любителям спорта не так много радости. Призовые места иногда занимали наши бобслеисты, когда на этапах Кубка мира удача сопутствовала квартету Яниса Минина. Под конец сезона на таких же соревнованиях саночник Мартиньш Рубенис на родной трассе в Сигулде потревожил фаворитов, став вторым. О биатлонистах в восторженных тонах говорить, увы, не приходится. С чемпионатами мира и Европы у нас напряженка вышла. Как приятное исключение - наши скелетонисты, братья Томас и Мартиньш Дукурсы (старшему, Томасу, 25 лет, Мартиньшу - 22). В немецком Кенигзее Томас стал бронзовым призером европейского первенства.

Многие считают их сумасшедшими, когда по ледяному желобу они мчатся на неуправляемых санях головой вперед со скоростью более 100 километров в час, другие несправедливо называют скелетонистов неудачниками, которые ничего не смогли достичь в санях. Не правы ни те, ни другие. Живой пример перед глазами. Братья Дукурсы – вполне адекватные люди, которые в свое время уже после первой тренировки с санями сделали осознанный выбор, и, как выяснилось, совершенно правильный (во многом их выбор был предопределен: отец Дайнис Дукурс – директор сигулдской трассы). Именно скелетон, и ничто другое. Один учится в Латвийском университете, другой – в Высшей банковской школе. Но удивляет даже не это, а их стремительный прогресс. Ведь за какие-то пять лет они смогли ворваться в элиту мирового скелетона, у которого в Латвии нет таких богатых традиций, как в бобслее или санях, нет опытных тренеров. Есть только амбиции и огромное желание, которые со временем стали приносить свои плоды.

Вперед и только вперед!

В Латвии им давно нет равных. За плечами чемпионаты мира и Европы, успешное выступление на этапах Кубка мира, Олимпиады в Солт-Лейк-Сити и Турине. И если в Америке Томас Дукурс был 21-м, то через 4 года в Италии Мартиньш забрался на седьмую позицию. Последние успехи наших парней связаны и с формированием команды единомышленников. Сборная Латвии по скелетону – это два спортсмена, два тренера (Дайнис Дукурс и Иво Пакалнс), плюс менеджер Дайгар Доршс, который прославился на ниве горнолыжного спорта и пляжного волейбола.

Пляжный волейбол и скелетон – на разных полюсах. Однако это не смутило Дайгара Доршса принять предложение поработать с нашими скелетонистами в сезоне 2006/2007 гг.

- Сначала, понятное дело, я присматривался к этому виду спорта. Все произошло не сразу. Я к ребятам присматривался, они ко мне. Ведь мы должны были стать единым коллективом. Поездил с ними на этапы Кубка мира – и в Японию, и в Канаду, и в США. Будем работать.

- С горными лыжами, где выступали ваши сыновья, вам не удалось достичь высот в сравнении с тем же скелетоном.

- В горных лыжах при огромнейшей конкуренции в мире достичь этого нереально. Нет должного финансирования, оно ведь положено лишь при достижении определенных результатов. Получается замкнутый круг. Хотя я смог в своей работе достичь того, во что никто не верил. Наши горнолыжники выступали на Олимпиаде, хотя мне говорили, что это утопия. Видимо, сам виноват, что выбрал не тот вид спорта.

- Братья Дукурсы имеют финансирование со стороны LOV. Какова ваша задача?

- То, что они имеют, – это минимум, который позволяет нормально тренироваться и выступать на крупных соревнованиях сезона. Да, прогресс есть, но надо двигаться вперед. Будем работать над этими вопросами. Речь идет о привлечении опытных зарубежных специалистов и об организации сборов.

- Прошедший сезон ребятам удался?

- Скажу больше: они сейчас находятся там, где, по идее, не должны находиться. Прибавили они здорово. Сезон очень удачный. Ведь задача-максимум была просто закрепиться в первой десятке. Так что появился смысл заниматься этим дальше. Это уже не хобби.

Санки местные, полозья канадские

- Многое пришлось менять в прошедшем сезоне, – рассказывает бронзовый призер чемпионата Европы Томас Дукурс. – Кое-что переделали в санках, не без этого. Мышление пришлось поменять. Ну и огромный объем работы на тренировках. Бесследно все это не прошло.

- Немаловажную роль в скелетоне играют сани. Вы гоня- етесь на иностранных моделях или на отечественных?

- На сигулдских. Сами делаем, сами доводим до ума. Хотя у нас есть и покупные, но они не такие хорошие. Другой момент – полозья. На сезон необходимо несколько комплектов. В зависимости от погоды – для мягкой и жесткой трассы. Их приходится брать в аренду. Лучшие – канадские. Стоят они не так дорого – латов 400- 500, но достать их проблема. Их производят не так много, а потому первому встречному не продают. Приоритет здесь отдается ведущим державам, с которыми заключаются долгосрочные контракты.

- Латвия в ближайшее время окажется в их числе.

- В Кенигзее все сошлось – удача и знание трассы. У меня она является одной из любимых. Как известно, для LOV приоритет – это чемпионаты мира и Европы. Вот почему для нас на первом месте стояло европейское первенство и только потом Кубок мира.

- Какие у вас отношения с конкурентами?

- Пока не стали у них выигрывать – отличные. Это шутка, но атмосфера дружная, грех жаловаться. Всегда можно спросить что-то, посоветоваться. Нас уважают, это главное. Знаю точно, что в скелетоне они более здоровые, нежели в санном спорте.

- Выбор санного спорта был бы более логичным. Почему тогда скелетон?

- Наверное, потому, что уже на первой тренировке мне пришлось на руках тащить сани наверх. На этом с санным спортом было покончено.

Кто главнее? Так вопрос не стоит

- Кто из нас первый номер, кто – второй? Нет, для нас этот вопрос неактуален, – объясняет Мартиньш Дукурс. – Это в бобслее есть Латвия-1 и Латвия-2. Мы стартуем индивидуально, у каждого свой коэффициент, поэтому каждый в отдельности борется за место в стартовой группе.

- Судя по раскладу в общем зачете Кубка мира, ваши конкуренты – это американец Зак Лунд и россиянин Александр Третьяков. Есть шансы догнать их?

- Главное – не отстать и приблизиться по максимуму. Это очень сильные спортсмены. Особенно в прошедшем сезоне удивил Третьяков, которому по стартовому разгону нет в мире равных. Он уже успел побить рекорды всех трасс, где выступал.

- Богатырь, наверное?

- Да вы что! Вы бы видели его при сильном ветре, такое ощущение, его может запросто снести. Если бы вы увидели его на улице, то никогда бы не подумали, что перед вами чемпион Европы. Худющий, ручки-ножки болтаются. Но это не мешает ему уже на старте привозить всем по две десятые секунды. Это уникум.

- В этом компоненте, получается, с ним тягаться бесполезно?

- Пока да. Зато можно в езде. Во всяком случае я в этом ему не уступаю. То есть те доли секунды, которые я проигрываю ему на старте, на финише не увеличиваются.

- Скелетон – технический вид спорта. Какие здесь существуют рамки?

- Общая масса не должна превышать 115 килограммов. Это главное требование. При этом вес саней – до 43 кг.

- Наивный вопрос, но я не могу его не задать – не страшно спускаться по трассе головой вперед?

- Сначала было страшновато. Особенно на последних виражах, когда скорость максимальная. Но это нормально. Разумеется, в первые разы мы не разгонялись с самой верхней точки. Мне кажется, наоборот, в скелетоне даже надежнее, нежели в санках. Это помимо всяких защитных приспособлений. Головой ведь вперед, и все прекрасно видишь. Бывают травмы, не без них. Как правило, это плечи и руки. Ведь только на тренировках используются щитки. В соревнованиях, чтобы не утяжеляться, обходимся без них.

Ребята еще многое рассказали «Часу». И что они любят хоккей (на канадском этапе они даже посетили матч чемпионата НХЛ «Калгари» – «Коламбус»), что они переживают за наших бобслеистов (старты проходят на одних и тех же трассах на следующий день), что им не нравится трасса в австрийском Иглсе, уж слишком примитивная, и в восторге они от трассы в Санкт-Морице (идеально гладкая). И что они еще не раз приятно удивят своих болельщиков. Впереди, не будем забывать, Ванкувер-2010.

Что такое скелетон?

Многим при слове «скелетон» на ум приходит слово «скелет». И, что удивительно, это… правильно. Название этого вида спорта образуется от английского skeleton – буквально «скелет», или «каркас».

Один из видов скоростного спуска на специальных санях без рулевого управления стал популярным еще в начале 20 века. Хотя впервые они были сконструированы в Швейцарии (Санкт-Мориц) еще в 1887 году. Сани со стальными полозьями, с утвержденной рамой (масса до 43 кг, длина 70 см, ширина 38 см), спортсмен лежит лицом вниз, для управления используются лишь специальные шипы на носках ботинок. Соревнования проводятся на санно-бобслейных трассах. В программу Олимпийских игр этот вид спорта был включен в 1928 и 1948 годах. После долгого перерыва впервые был представлен на Зимних играх в Солт-Лейк-Сити 4 года назад.


Написать комментарий