Равнение на кабинет

Намедни правительство обратило-таки внимание на высокую инфляцию, «перегрев» экономики и впервые громко заговорило о необходимости ее «охлаждения». Правда, скептики считают, что в таких случаях нужно не громко говорить, а тихо, но быстро делать. Причем не сегодня, а годика два назад...

Особенности борьбы с инфляцией в «стране супермаркетов»

Финансового обвала не будет. Но будет та-акая борьба с инфляцией…

А что такое инфляция? Инфляция – это обесценивание денег, вызванное их чрезмерным количеством в обращении. Способов борьбы с этим бедствием за столетия существования рыночной экономики наработано много, и они подробно описаны в учебниках. Так что проблема не в их поиске, просто методы эти имеют некоторые отличия по характеру применения.

Несколько упрощая, их можно разделить на три группы.

1. Стабилизация ситуации в основном за счет ресурсов (в том числе специальных резервов) государства.

2. Возложение основной части тягот и издержек на представителей тех экономически активных слоев, деятельность которых, собственно, и является основной причиной возникших проблем.

3. «Борьба вообще», при которой правительство просто постарается сбалансировать товарно-денежные пропорции по принципу «кто не спрятался – я не виноват» (кто успеет заранее и с комфортом «спрятаться», догадаться нетрудно…).

Зная психологию нашей правящей элиты, в выборе средств можно даже не сомневаться, однако объективности ради рассмотрим все по порядку. Первый способ в Латвии просто нереализуем, даже если бы кто-то захотел к нему прибегнуть. Потому что еще в первой половине 90-х под радостные вопли фанатичных либералов-рыночников «государство – плохой хозяин, свободный рынок все отрегулирует сам!», это самое государство приватизировало все, до чего смогла дотянуться рука частного бизнесмена.

Каким-то чудом удалось предотвратить распродажу (фактически передачу «нужным людям») «Латвэнерго» или, недавно, того же «Ригас силтумса», но по большому счету производственных ресурсов для воздействия на экономику сегодня у правительства нет.

Второй способ теоретически мог бы вытекать из оценок главных причин инфляции, озвученных известной «комиссией по борьбе», заявившей, что они в накачивании финансовой сферы «легкими» кредитами и спекулятивно раздутом рынке недвижимости. И правительство вроде бы выбрало меры по части ограничений в этих сферах, но что-то мешает поверить, что вслед за разговорами последуют реальные шаги в таком направлении.

Например, глубокое удовлетворение правительственной программой, которое выразил председатель ассоциации латвийских банков. Это что же за мазохизм у банкиров: правительство покушается на их прибыль, а они довольны? Впрочем, недоразумение разъяснилось уже на следующий день, когда премьер-министр Калвитис призвал латвийцев не набирать кредитов, потому что «в случае перемены экономической ситуации в худшую сторону пострадают не кредитные учреждения, а простые жители, набравшие кредитов» (Delfi, 7 марта). Ну вот теперь понятно…

Непонятно другое: как это соотносится с более ранними уверениями, что кризис в Латвии невозможен, потому что он невозможен, а также гарантиями в том, что предполагаемое удорожание кредитов не приведет ни к чему катастрофическому. Действительно, ну отберут после этого у кого-то из ранее взявших кредит с плавающей процентной ставкой дом или квартиру за неуплату – разве ж это катастрофа для членов правительства? До выборов-то еще далеко.

«Ростом ВВП» погордились. Теперь будем гордиться его снижением?..

Выше уже упоминалось, что инфляция – это чрезмерное увеличение денежной массы. Однако если в стране обращается много денег, но при этом производится много товаров, там не будет инфляции. Будет успешное развитие экономики и рост благосостояния людей.

Но у нас же «экономика супермаркетов»: деньги зарабатываются в ЕС или приходят оттуда в виде кредитов, тратятся на покупку товаров, произведенных там же, оставляя латвийцам только долговые обязательства. Замкнутый круг…

И совершенно непонятно, как поможет его разорвать, например, обещанное увеличение налогов на дорогие автомашины, что, после этого хлеб и молочные продукты дорожать перестанут? Ведь кроме спекулятивной составляющей в процессе роста цен есть и вполне объективные причины. Это хорошо видно на примере жилья.

После окончания «оккупации» его строительство в Латвии практически прекратилось, а убыль населения шла не такими темпами, чтобы освободить достаточно жилплощади. Но людям-то где-то надо жить, а тем, кто делил-пилил советское экономическое наследство, хотелось (и доход от «большого хапка» реально позволял) делать это с максимальным комфортом. Но если джакузи, мебель и отделочные материалы можно просто привезти из-за границы, то дома-то не привезешь. Вот и стали стремительно дорожать не только эксклюзивные апартаменты в Старой Риге и участки в Юрмале, но и высмеянные в годы Атмоды панельные кубики-многоэтажки.

А вообще цены и зарплаты будут расти до тех пор, пока не приблизятся к среднеевропейским: стоимость литра молока, литра горючего, килограмма хлеба и билета в городском транспорте примерно 1 лат, минимальная зарплата 400- 500 латов.

Этот процесс начался сразу после вступления в ЕС, долго выдавался правительством за «рост ВВП» и пойдет дальше вне зависимости от его желания. Хотя оно и решило теперь нашу «бурно растущую» экономику немного «остудить» и порегулировать.

Но о реальном производстве в программе правительства нет ни слова, «проектов века» экономия бюджета никак не коснется, а замораживание доходов в госсекторе (особенно пикантное после того, как повысили зарплату депутатам и министрам) может привести разве что к тому, что остатки трудоспособного населения сбегут за границу.

И на фоне всего этого упрекать латвийцев, что они легкомысленно живут в долг, мало задумываясь о завтрашнем дне? Так они же просто берут пример со своего правительства…

Айвар Лембергс: «Хватит тратить евромиллионы!»

Мэр Вентспилса Айвар Лембергс весьма критично отозвался о плане правительства по борьбе с инфляцией.

Главным недостатком этой программы Лембергс считает отсутствие социально-экономического обоснования и прогнозов по поводу эффективности предложенных мер в обозримом будущем. Положения программы декларативны, а те, которые не декларативны, не сопровождаются расчетами.

По его мнению, необоснованно мало внимания уделено таким важнейшим сферам, как энергетика, программа госинвестиций, недостаточно разработаны изменения в кредитной политике.

Но самое главное – не внесены изменения в такой важнейший пункт, как расходование еэсовских денег, что во многом и вызывает инфляцию.

Лембергс считает, что этот план входит в противоречие с правительственной декларацией, а его принятие в спешке наводит на мысль о сильном давлении извне.

А вы не стройте «Замок света»

В качестве реакции на план снижения инфляции и бездефицитного бюджета парламентская фракция ЗаПЧЕЛ подала свои предложения к закону о Латвийской национальной библиотеке.

Как известно, одним из пунктов плана по борьбе с инфляцией является отказ от дорогостоящих проектов, к которым принадлежит проект строительства Национальной библиотеки, считают депутаты ЗаПЧЕЛ. В нынешнем законе о библиотеке записано финансирование из доходов, полученных в ходе приватизации акций общества Latvijas kugniecоba, и госбюджета.

Фракция ЗаПЧЕЛ предлагает исключить из источников финансирования постройки «Замка света» доходы госбюджета. Ведь только изначально бюджет проекта планировался в размере 200 млн. латов. Но учитывая рост цен и аппетитов строителей, общие расходы на возведения «Замка света» могут перевалить за полмиллиарда латов.

А тем временем обсуждается замораживание зарплат в общественном секторе, и без того отстающем от коммерческого. Вместо того чтобы в очередной раз решать проблему за счет медсестер, учителей и полицейских, фракция ЗаПЧЕЛ предлагает правящим партиям отказаться от госфинансирования строительства Национальной библиотеки. Такое решение полностью вписалось бы в программу бездефицитного бюджета.

Законопроект будет рассмотрен на следующем пленарном заседании Сейма 15 марта.


Написать комментарий