Latvenergo бросит Латвию в пучину инфляции

Решение Latvenergo повысить с марта тарифы еще на 20—40% тут же аукнулось нервным эхом во всех отраслях народного хозяйства. Не нужно быть пророком, чтобы понять, как при этом изменятся ценники в магазинах и стоимость услуг. Однако сваливать всю вину на монополиста тоже нельзя. У предприятия есть реальные основания повышать цены. Но только правительство при этом должно иметь четкий план, как не допустить социального кризиса, пишет газета “Телеграф”.

А вот его-то, как полагают наблюдатели, у премьера Ивара Годманиса нет.

Проект повышения тарифов, уже поданный на утверждение Регулятору, предполагает, что с 1 марта цена киловатт-часа для жителей вырастет в среднем на 37,6% — с 5,1 до 7,1 сантима. В абсолютных цифрах, при средних объемах потребления, в ежемесячных квитанциях прирост составит 1,69 лата. Однако одновременно с этим населению придется столкнуться с интенсивным подорожанием товаров и услуг, производители которых, естественно, не смогут проигнорировать “подарок” Latvenergo. Согласно подсчетам партии Новое время, запланированное повышение энерготарифов повысит показатель инфляции как минимум на 4 пункта, чем моментально приблизит его к “заветным” 20%.

Глава парламентской фракции Нового времени Дзинтарс Закис убежден, что правительство просто обязано вмешаться. “Latvenergo — государственное предприятие, задача которого представлять интересы общества. И при сегодняшней ситуации желание предприятия за счет повышения тарифов сохранить или даже повысить свою прибыль недопустимо”, — заявил он.

Само Latvenergo необходимость скачка цен объясняет иначе — удорожанием квот на эмиссию углеводородных газов и приростом цен на импортируемые энергоресусы. “Анализ показывает, что в 2008-м прирост цен на поставку импортных энергоресурсов составит 50% по сравнению с прошлым годом”, — указал пресс-секретарь предприятия Андрис Сикснис. Латвийская ассоциация по защите прав потребителей полученное объяснение сочла необоснованным. “В стране происходит что-то вроде соревнования, кто может выше поднять цены”, — заметила представитель ассоциация Текла Жабова.

В последнее время финансовые дела монополиста действительно шли неплохо. В 2006 году чистая прибыль компании составила 24 млн. латов, из которых 14 миллионов были получены как раз на продаже углеводородных квот. К тому же, по признанию самого предприятия, постоянно увеличиваются объемы потребления электроэнергии. Несмотря на формально произошедшую либерализацию энергорынка, конкуренции у монополиста по-прежнему нет. Эстонский энергоконцерн Eesti Energy за все время сумел привлечь в Латвии только 10 клиентов. Причем, как жалуются сами эстонцы, особых перспектив у них здесь нет. Тарифы за распределение электропоставок по сетям, хоть и с согласия Регулятора, но все равно диктует Latvenergo, что, по мнению Eesti Energy, ставит их в неравные условия.

Однако не все склонны видеть в происходящем лишь корысть Latvenergo. “У Latvenergo есть реальные основания поднимать тарифы — мировые цены растут, и до сих пор латвийские энерготарифы остаются самыми низкими в мире”, — признал в беседе с Телеграфом партнер финансово-консультационной компании Prudentia Гирт Рунгайнис. Однако судить, насколько именно должны повыситься тарифы — на 4% или на 40, эксперт не берется. “Система слишком непрозрачная. Если компания действительно нуждается в увеличении тарифов, то это лучше делать сейчас — отсрочка ничего не даст. Но тогда особенно важно просчитать, на сколько процентов и к каким экономическим последствиям это приведет”, — пояснил Рунгайнис. Эксперт допускает, что наверняка предприятие могло бы пересмотреть эффективность собственной работы и за счет ее оптимизации извлечь внутренние ресурсы.

Экономист Райта Карните ранее в интервью Телеграфу также отмечала, что ее во всей этой ситуации смущает отсутствие полной информации и очевидное желание руководства компании инвестировать в свое развитие за счет потребителей. “Мне не нравится, когда наши руководящие лица говорят о каком-то выравнивании цен, о приведении их к какому-то среднему уровню, что на самом деле не является экономическим обоснованием”, — указала Карните.

А вот независимый депутат Сейма и учредитель Общества за другую политику в правовом государстве Айгар Штокенбергс считает, что повышать тарифы надо. “Рост цен на энергоресурсы — это неизбежность, поэтому не нужно сваливать всю вину на Latvenergo. Предприятие должно работать с определенными показателями прибыли, иначе оно потом просто не сможет получить банковский кредит на свое развитие”, — заметил политик в интервью Телеграфу. Но вот кто действительно должен взять ответственность за предстоящий скачок цен, так это, по мнению Штокенбергса, — правительство. “Государство должно помочь малоимущим. Если будут повышаться цены на товары и услуги, значит, соответственно вырастут и налоговые поступления в госбюджет. Это как закон сохранения энергии. Деньги никуда не пропадают. Просто важно, чтобы правительство не присвоило их себе, а пустило на выплату компенсаций и погашение коммунальных платежей населения”, — указал Штокенбергс.

Впрочем, даже если мартовский скачок тарифов общество сумеет худо-бедно перенести, понятно, что этим дело не ограничится. Член энергетической комиссии Сейма  Юрий Соколовский не исключает, что правящие могут накручивать энергоцены просто в поучительных целях, чтоб показать электорату, как мы уязвимы от энергоимпорта. “Я допускаю, что предстоящее повышение — это где-то маркетинговый ход. Сейчас для Латвии очень остро стоит вопрос об энергопоставках: проект строительства новой АЭС на территории Литвы все еще буксует, Эстония из-за удорожания квот на выброс углеводорода постепенно сокращает объемы своего экспорта. Очевидно, что Латвии нужно строить собственную электростанцию, и проект ее уже почти готов. Осталось только убедить общество, что зависимость от российских энергоресурсов не так страшна, как неконтролируемый рост цен”, — указал он.

http://www.novonews.lv/news/2008/01/18/latvia/031684.html


Написать комментарий