Чиновников не тронут

Реформа госуправления приказала долго жить.

Еще не родился на свет тот премьер–министр, который сможет победить касту чиновников. Годманис пытался было запустить некую реформу госуправления, но это стоило ему должности.

“Правительства приходят и уходят, а чиновники остаются!” — эту аксиому клерки прекрасно усвоили и очень элегантно обходят любые приказы, связанные с сокращением штатов в госуправлении.

В минувшем году, например, сокращение госаппарата затронуло только мелких клерков (референты, заместители начальников отделов и т. п.) и технический (обслуживающий) персонал, то есть в министерствах и госагентствах стало меньше уборщиц, дежурных, гардеробщиц и компьютерных специалистов.

Годманис, помнится, пытался покуситься на институт советников при госсекретарях. Бывший теперь уже премьер резонно заметил, что у госсекретаря, как руководителя министерства, в советниках все специалисты вверенного ему ведомства, и нет никакой необходимости содержать из госбюджета личных советников. “Просто гениальный вывод! Браво, господин премьер–министр!” — в один голос заявили госсекретари и принялись… оформлять своих советников в качестве консультантов департаментов и отделов министерств! Но зато госсекретари смогли отрапортовать премьеру, что его пожелание выполнено и советников в аппарате госсекретарей больше нет!

Чтобы “спрятать” от глаз премьера некоторых особо известных советников, для них даже специально создавали новые должности в управлениях и департаментах.
Как вы понимаете, никакой особой экономии фонда заработной платы тоже не случилось. Более того, еще в минувшем году, когда кризис бил ключом, советники министров получали баснословные зарплаты. Так, теперь уже бывший советник бывшего министра финансов Слактериса Миервалдис Мозерс получал в месяц более 2700 латов! Он консультировал министра по общественным отношениям, Слактерису, правда, эти советы на пользу не пошли, и он оскандалился на весь мир своим знаменитым пассажем “насинг спешл” — так он, напомним, ответил на вопрос журналиста, что, собственно, происходит с латвийской экономикой.

Говорят, что именно после этого скандала пост советника по общественным связям, который занимал Мозерс, решили вообще ликвидировать. Но остальные пять советников у главы минфина остались, и их доход в месяц тоже не был ниже 1500–1700 латов. Отметим, что советники госсекретарей тоже не работают “за копейки”, и их зарплата чистыми колеблется в пределах от 1600 до 1800 латов!

Разумеется, и сами госсекретари не относятся к категории малообеспеченных. Так, в минувшем году рекордсменами по уровню заработной платы были госсекретарь минфина М. Бичевскис (6000 латов) и госсекретарь минземледелия Даце Луцава(6500 латов до уплаты налогов). Немножко отставал от них госсекретарь минэкономики Анрийс Матисс — в месяц он зарабатывал на бумаге 5217 латов. Средняя зарплата госсекретарей во всех министерствах, по данным “Диены”, составляла 3300 латов! Справедливости ради заметим, что в этом году госсекретарям урезали заработную плату, и те, кто получал 3,4–5 тысяч латов теперь зарабатывают “всего” 2700–3200 латов. Как прожить–то на эти деньги? Приходится высшим чиновникам во всем себе отказывать…

Но еще дороже государству обходится чиновник, потерявший работу в связи с отставкой правительства! Здесь уже речь идет о многотысячной компенсации! Свержение правительства Годманиса обойдется налогоплательщикам почти в 150 тысяч латов! Именно такую сумму в качестве компенсации государству придется выплатить бывшим министрам, парламентским секретарям, работникам бюро премьера и министров. Правда, не все министры (к счастью для казны!) получат компенсацию в размере трехмесячного оклада (около 5 тысяч латов “чистыми”).

Компенсация не положена тем, кто смог трудоустроиться в другую госструктуру или кто возобновил депутатский мандат. К последней категории относятся сам бывший премьер Годманис, экс–министр финансов Слактерис, бывший министр по делам семьи и детей Баштикс и министр сообщения Шлесерс. Они уже вернулись в парламент. Значительные компенсации причитаются аж шести сотрудникам бюро Годманиса, а также шести чиновникам аппарата экс–министра финансов, семи сотрудникам бюро министра юстиции…

Отметим, что Домбровскис пока не обещал сокращать количество чиновников. Видно, не хочет очень быстро повторить судьбу Годманиса. Правда, новый премьер намерен еще на 10–15% урезать зарплату клеркам. Рискнем предположить, что министры и госсекретари сумеют ловко обойти и очередное сокращение доходов касты неприкасаемых! Как говорится, кому война, а кому мать родна…


Написать комментарий