Супермаркеты начали отлов воришек

Поводом для задержания может стать даже взятый на пробу орешек…

По данным агентства LETA, оборот крупнейших торговых сетей Латвии под конец года резко снизился. Ноябрь стал роковым месяцем для Rimi Latvia и Maxima Rimi Latvija. Объемы продажи ушли под откос, зафиксировав 25% падения. Новогодние праздники вряд ли спасут положение, качали головой эксперты. И тогда руководство магазинов занялось беспрецедентным сокращением расходов, в первую очередь за счет нечистых на руку покупателей. На них, как показал эксперимент “Вести Сегодня”, охранники магазинов начали настоящую охоту.

За все заплачено?

“Внимание, идет видеонаблюдение” — поначалу это предостережение на дверях супермаркетов раздражало не искушенных шопоголизмом латвийцев. “Они что, и в раздевалке за мной подглядывают?!” — ворчали пенсионерки, оглядываясь по сторонам…

А потом о стороннем наблюдателе забыли. Народ увлекся свободой выбора: можно было щупать руками, нюхать и даже пробовать на вкус все, что претендовало на место в продуктовой тележке. Но тут пришел кризис, и доселе приятное глазу изобилие стало шкрябать по сердцу: “Нет, обойдемся сегодня без сыра, бюджет не потянет…” Появилась новая категория “холостых” покупателей, бесцельно блуждающих по рядам с хмурыми, безучастными лицами. Другие, напротив, восприняли перемены с энтузиазмом: “Не куплю, так понадкусываю”. Помню, мой приятель за раз уплел в кондитерском отделе две булки — так, за разговорами о жизни… Человек он, между прочим, небедный. На мой удивленный взгляд ответил: “Расслабься, недостача уже включена в цену, которую заплачу, например, вот за этот торт. Заметила, как торты подорожали? Значит, воровать стали чаще…” Куда же смотрит вездесущий глаз камеры? Не попробуешь — не узнаешь, подмигнул мне товарищ.

Опытным путем…

Итак, первой моей мишенью стали стеллажи с сухофруктами. Место действия — большой торговый центр в Риге. Время — выходной день, час пик на кассах. Я засунула в рот орешек, огляделась — вроде бы чисто. Взяла другой. Для приличия насыпала в пакетик 200 граммов грецких орехов. Затем свистнула одну конфету из большой акционной корзины. Не понравились, брать не стала… В булочном продегустировала пипаркукас. Неплохо: купила полкило. Казалось бы, ничего криминального я не сделала — только попробовала товар, который затем в большом ассортименте приобрела, отдав ни много ни мало 15 латов! Однако двух орешков оказалось достаточно для моего задержания…

После того, как я рассчиталась за покупку, охранник под руки препроводил меня в свою “будку”: " Ну что, сами признаетесь или показать видеозапись?" Оправдания, мол, “я только попробовать — а вдруг несвежий?”, на стража не подействовали. Приговор был вынесен: “Заплатите за полкило орехов”. В итоге сторговались на 100 граммах. Пробили по кассе, чек прикрепили к протоколу. А копию можно? Нет, говорит, внутренний документ.

Откровения жандарма

После произведенной экзекуции мой провожатый как–то расслабился, обмяк: "Знаете, в последнее время люди совсем озверели. Тащат все, что плохо лежит. И ладно бы бедняки. Так нет — “эти” приезжают на дорогих машинах, но не брезгуют закусить сникерсом на халяву. Они самые скандальные шоплифтеры. Поймал такого — готовься. Шуму будет не на один час.

Захаживают и постоянные “клиенты”. Вот посмотрите на стенд: целая портретная галерея. Кто–то специализируется на косметике, другой — на икре и лососе, третий любит сладости. Их стараемся в магазин не пускать, отслеживаем на входе или ключевых точках. Но на то они и профессионалы, чтобы уйти незамеченными. В среднем выносят на 50 латов, случается по 200–1000 латов. Таких незамедлительно сдаем в полицию, инициируем уголовное расследование. Но до суда хорошо если доходит каждый пятый… За мелкое хищение наказываем сами, как вас… И заносим в черный список. Попадетесь второй раз, заплатите по полной. А пока спасибо за покупку!"

Вор не пройдет!

По сведениям “ВС”, магазинным ворам достается около 4% из общего объема продаж гипермаркетов. Точную информацию о размерах убытков, связанных с хищениями, сети обнародовать отказываются. Руководитель отдела общественных отношений SIA Rimi Latvia Зане Эниня также не стала вдаваться в подробности: “В целом наши финансовые потери в прошлом году возросли. Но я не могу точно сказать, что является тому первопричиной — воровство или увеличение доли, допустим, испорченных продуктов. Но, как бы там ни было, этот нюанс никак не отразится на планах Rimi по снижению торговых наценок”. С другой стороны, Эниня признает, что предприятие усовершенствовало систему слежения и предотвращения краж. В результате пойманных за руку клептоманов стало значительно больше…

Марьяна ИВАНОВА–ЕВСЕЕВА.


Написать комментарий