Мнение экспертов: ВВП вырос, но есть ли повод для радости?

Одна из главных цифр, по поводу которой больше всех радовались экономисты на прошлой неделе, — это годовой рост ВВП в третьем квартале на 2,7%.

Эта новость так взбудоражила экономистов и чиновников, что они тут же заменили цифры роста ВВП, на которых строится весь бюджет будущего года, с минус 4% до плюс 3,3%. Дескать, хуже ведь не будет, а раз сейчас экономика страны растет почти на 3%, то что мешает ей так же расти и в будущем году? Однако именно тут есть повод для серьезных сомнений. Под грохот фанфар многие подзабыли, что как минимум на уровне 10% от ВВП рост экономики в текущем году был обеспечен заемными деньгами МВФ и ЕК. И если быть до конца честным, то из полученных 2,7% роста нам стоит вычесть эти 10%, чтобы увидеть тот результат, который наработала экономика собственными силами. Цифра получается невеселая — минус 7,3%.

О чем говорят официальные цифры? О том, что впервые за два года экономика страны показала положительный прирост — как в годовом разрезе, так и в квартальном. Впрочем, если сравнить рост ВВП по кварталам этого года, то обнаружится, что темпы этого года замедляются. То есть ВВП со второго по третий квартал рос медленнее, чем ВВП в сравнении второго квартала с первым. “Мы видим, что экономика страны не растет быстрее, — поясняет “ДВ” экономист Янис Ошлейс. — Напротив, она замедляется, и это серьезный сигнал тревоги”.

В лагере осторожных оптимистов, которые призывают не хлопать громко в ладоши, и Банк Латвии. Экономист БЛ Игорь Касьянов предупреждает о том же: темпы сезонно выровненного квартального прироста в промышленности во втором квартале уменьшились на 7,1% и в третьем — на 4,7%, а также в розничной торговле на 3,6% и 1% соответственно. А данные Еврокомиссии показывают, что промышленники более пессимистично оценивают возможности экспорта в будущем, рост загрузки производственных мощностей также остановился, что свидетельствует о том, что быстрый прирост в промышленности замедлился.

Впрочем, и это не самые спорные моменты. Удивляет скорее то, что “придворные” экономисты, получив первые цифры положительного прироста ВВП, тут же решили, что они хорошая основа для будущего бюджета. И переписали прогнозы роста ВВП, из которых рассчитывается буквально все: и рост налоговых поступлений, и цифры по безработице, и многое другое. Но при этом, к примеру, нигде не говорится о том, что за текущий год (с третьего квартала прошлого года по третий квартал нынешнего) внешний долг страны вырос как минимум на 10% от ВВП. То есть эти деньги фактически были закачаны в экономику и тем самым стимулировали ее рост. Который, к сожалению, на выходе оказался несоизмерим с этими влитыми средствами.

— Я вижу, что при том объеме закачанных в экономику страны донорских денег, наша экономика за год должна была показать рост как минимум в 5%, — говорит Янис Ошлейс. — В реальности же мы имеем всего 2,7%. Куда эти средства подевались? Если мы не видим их в росте ВВП, то явно они пошли на погашение предыдущих долгов — государственных и частных. Нам же остается скудная картина: деньги в объеме 10% от ВВП дали экономическую пользу стране на уровне роста в 2% от ВВП.

Кстати, подозрения Яниса Ошлейса в пятницу подтвердились и исследованием МВФ, который подсчитал, что около 4% у ВВП “воруют” именно частные долги. Как пишется в докладе, большой объем долгов негативно влияет на экономику, так как домохозяйства, обремененные займами, сокращают потребление. В свою очередь, предприятия под грузом долгов меньше вкладывают в развитие и реализацию новых проектов.

Впрочем, вопрос сегодня в другом: на какие темпы роста ВВП мы можем рассчитывать в будущие периоды? Особенно в те, когда взятые у МВФ и ЕК миллиардные денежные средства нужно будет отдавать? Ведь это означает катастрофические будущие минусы в приросте ВВП, которые вряд ли сможет переломить в сторону плюса рост местной промышленности, экспорта и внутреннего потребления.

— Это очень серьезный и важный вопрос, — считает Янис Ошлейс. — Если экономика будет развиваться медленно, для нас это может обернуться катастрофой. Одно дело, если бы взятые у доноров средства мы вкладывали в инфраструктуру, в развитие экономики, в научные центры. Тогда это можно рассматривать как инвестиции, которые позволят нам заработать прибыль для страны. Но у нас этого не случилось. Заемные деньги не принесли экономике никакой прибавочной стоимости, кроме того что снизили объем старых долгов. Наши сегодняшние долги относительно безболезненно можно будет отдать только в том случае, если экономика страны будет расти как минимум на 7% в год. Но говорить сегодня об этом бессмысленно. Потому что нам предстоит урезать бюджет будущего года на 400 млн. латов. Согласно исследованию того же МВФ, урезание дефицита бюджета на 1% дает спад для ВВП страны на 0,5% в год. В нашем случае это минус 3,5% от ВВП в течение двух ближайших лет.

То есть куда ни глянь — масса факторов работает в минус росту нашего ВВП: и большой объем частных долгов, и секвестр бюджета, и будущие возвраты взятых сумм. Цифры по потенциальным минусам для роста ВВП набегают огромные, в плюсах же лишь абстрактные надежды на местных экспортеров и на Европу, которая, если что, всегда поможет. Так стоило ли при таких раскладах торопиться с красивыми цифрами ВВП для бюджета–2011?


Написать комментарий