Parex, скорее всего, будет просить у государства еще несколько миллионов

фото mixnews.lv
фото mixnews.lv

Хотя министр экономики Кампарс («Единство») выразил надежду, что к концу апреля спасенный страной банк Parex сам сможет собрать около 100 млн латов для погашения последнего платежа по синдицированному кредиту, на самом деле этого может и не быть.

Поэтому правительство в настоящее время рассматривает вероятность того, что часть платежа по синдицированному кредиту придется покрыть из государственных средств. Между тем официально утверждается, что правительство полностью доверяет обещаниям и планам банка Parex.

Между тем официально утверждается, что правительство полностью доверяет обещаниям и планам банка Parex.

Деньги резервируют для синдицированного кредита

Как на этой неделе официально сообщил банк Parex, за пять месяцев для возвращения синдицированного кредита удалось собрать 60 млн латов. Следовательно, в течение трех месяцев банку нужно продать активы еще на 103 млн латов или чуть меньше, если у банка уже есть какие-то свободные денежные средства. Сам банк не называет точную сумму, ограничиваясь лишь утверждением, что «аккумулировал около половины необходимых средств для погашения синдицированного кредита».

Деньги -163 миллиона латов, – которые потребуются для оплаты третьей и последней части взятого прежними владельцами банка Parex синдицированного кредита, правительство зарезервировало, так как заимодателям были даны государственные гарантии погашения кредита. Финансирование для улаживания этих обязательств можно будет взять из средств, выданных международными кредиторами, которые отведены на стабилизацию латвийского финансового рынка. Деньги для возвращения синдицированного кредита, так же как и в прошлом году, предоставит Государственная касса.

Правде, это еще не решено окончательно. Как стало известно порталу pietiek.com, президент Банка Латвии Илмар Римшевичс на заседании правительства на этой неделе напомнил о том, что Латвии доступна значительная часть международного займа, которая может быть использована для рефинансирования синдицированного кредита банка Parex. Это для страны было бы гораздо выгоднее, чем следующие три месяца в лихорадочном темпе и дешево продавать большую часть активов Parex банка. Однако эта рекомендация по неизвестным причинам не была принята во внимание.

Из неофициальных источников стало известно, что в худшем случае правительство будет считать: чтобы Parex урегулировал обязательства с заимодателями, государству потребуется внести примерно треть (около 50 млн латов) от оставшейся суммы кредита. В свою очередь, при оптимистичном сценарии стране придется расстаться «всего с несколькими миллионами».

Правда, большие надежды возлагаются на первые месяцы этого года, когда Parex собирается выставить самые ценные активы с высокой ликвидностью. Как признают близкие к правительству источники, это и является причиной того, почему Кампарс выразил надежду, что Parex без государственной поддержки сможет отдать оставшуюся часть синдицированного кредита.

Четкого плана совсем нет?

По официальной версии, у правительства Валдиса Домбровскиса в настоящее время нет плана действий на тот случай, если Parex к началу мая не соберет все необходимые 163 млн латов.

Банк не раскрывает, как за три месяца собирается собрать оставшуюся сумму, но, как следует из слов Домбровскиса, правительство и премьер полностью доверяют планам и обещаниям банка.

Это мнение, однако, было высказано в четверг очень неохотно. «У Parex банка есть утвержденный план действий, где государство как акционер заинтересовано как можно скорее и в большем объеме вернуть свои инвестиции. О том, чтобы банк выполнял задачи акционеров, заботятся латвийское Агентство приватизации и совет банка, назначенный акционерами компании. Правительство не дублирует работу правления компании», – таков был ответ пресс-атташе премьера на вопрос, верит ли премьер, что за три месяца банк сможет продать активы на 100 млн латов, и есть ли у него план действий, если эти 100 миллионов не будут собраны.

На вопрос, означает ли это, что премьер-министр не может дать ответа по существу, пресс-секретарь Домбровскиса уточнил — это значит, что «премьер-министр не комментирует каждую сделку по продаже активов». Только после уточнения, что вопрос был не о «каждой продаже активов», а, скорее, о том, есть ли у правительства план, как действовать, если в течение трех месяцев не будут собраны еще 100 миллионов, пресс-секретарь передала ясный ответ премьера.

«Правительство не располагает информацией о том, что банк Parex не сможет выполнить поставленные перед ним задачи… Во вторник, 11 января, когда рассматривался вопрос Parex банка, руководство банка подтвердило, что способно выполнить поставленные акционерами банка цели», – таков был окончательный ответ агента Домбровскиса.

Как уже сообщалось, Parex банк распродает активы, в том числе, ценные бумаги, не открыто, выбирая лучшие рыночные цены, а проводя секретный отбор потенциальных покупателей. Люди «с улицы» не приветствуется, «торговля активами банка ведется не на свободном рынке, и потенциальными партнерами банк считает инвесторов, специализирующихся в управлении проблемными портфелями активов и рынков сбыта», – признал председатель совета банка Кристофер Гвильям.

В свою очередь, с «чужими» потенциальными инвесторами и покупателями банк работает по такой схеме — заинтересованный указывает конкретный тип активов, планируемый объем инвестиций, подтверждение того, что он обладает определенными средствами и что у денег законное происхождение. После получения всей этой информации банк по своему усмотрению может сделать «оценку активов для определения объектов, соответствующих возможностям и пожеланиям» инвестора.

Дальнейшая судьба решится в феврале

После того, как обязательства по синдицированному кредиту будут выполнены, Parex может ожидать два сценария – либо Parex будет продолжать существовать как банк (кредитное учреждение), либо он будет преобразован в инвестиционный фонд.

Пока конкретного решения нет. О том, что делать с банком после выплаты последней части синдицированного кредита, правительство будет решать во второй половине февраля, тогда же, когда определится стратегия продажи банка Parex и отделенного от него банка Citadele.

Как известно, с соответствии с достигнутым весной 2009 года соглашением, взятый бывшими владельцами банка (Валерием Каргиным и Виктором Красовицким) синдицированный кредит, составляющий в общей сложности 775 млн евро (около 542,5 млн латов), должен быть возвращен в три приема.

В прошлом году в середине февраля Parex отдал кредиторам вторую часть — 218 млн латов. Банк из собственных средств покрыл 116 млн латов, а остальные 102 миллиона были выплачены из государственных средств.

Решение о спасении Parex путем перенятия его в собственность государства 8 ноября 2008 года приняло правительство Ивара Годманиса (ЛПП/LC). В спасение банка в общей сложности прямо или косвенно было инвестировано более одного миллиарда латов.


Написать комментарий