Олег Пека: Хоббит: путешествие начинается

пресс-фото
пресс-фото

На киноэкраны выходит первая часть приквела "Властелина колец", призванная совершить революцию в кинематографе.

Вот уже девять лет поклонники эпической саги "Властелин колец" ждут возможности вернутся в магический мир Средиземья, и встретить полюбившихся героев. После феноменального успеха трилогии Питера Джексона, собравшей только в кинопрокате более трех милилардов долларов (это не считая DVD, телепоказов, компютерных игр и товаров с символикой!), вопрос об экранизации сказочной повести "Хоббит или Туда и обратно" Джона Рональда Руэла Толкина казался решенным. В Голливуде не любят неоправданных рисков, но съемки приквела обещали гарантированную прибыль. Однако за прошедшие девять лет успели произойти ряд событий, едва ли не поставивших крест на этом проекте.

Во-первых, режиссер Питер Джексон вдрызг разругался со студией New Line, недоплатившей ему полагавшийся процент от продажи игр и товаров с символикой "Властелина конец" (по некоторым данным, доходы по этой статье достигали шести миллиардов долларов!). Во-вторых, обанкротилась одна из старейших голливудских студий МGM, которой принадлежали права на "Хоббита", что и вовсе подвесило проект в состоянии неопределенности. В-третих, возникли юридические проблемы с наследниками Толкинена.

Все это растянуло съемочный процесс на долгие годы, а тут и подоспели новые технологии 3D и HFR 3D - революционная технология съемок с частотой смены кадра не 24 кадра в секунду, как было принято в киноиндустрии ранее, а 48 кадров в секунду.

"Хоббит: Нежданное путешествие" стал первым фильмом, опробовавших эту технологию.

Ну а теперь, собственно, о самом фильме.

Как я уже говорил, Голливуд отличает патологическая жадность с одной стороны, и паническое нежелание рисковать с другой. Когда Питер Джексон предлагал всем крупнейшим голливудским студиям экранизировать "Властелина колец", от него требовали уложить весь эпос один двухчасовой фильм из опасения, что проект может не понравится публике. Теперь же Джексона буквально вынудили снимать трехсерийную сагу на основе небольшой сказочной повести Толкиена, которую можно прочитать детишкам перед сном за два-три вечера.

Опасения, что тоненькая книжка окажется болезненно раздутой оказались небеспочвенными. "Любая хорошая история заслуживает того, чтобы ее приукрасили", — говорит Гэндальф Серый хоббиту Бильбо в самом начале картины, и эта фраза, ударно завершающая байку о предке Бильбо, Старом Туке, который якобы снес голову гоблину и попутно изобрел гольф, является, как и многое в фильме, изящной отсебятиной Питера Джексона, устами Гэндальфа оправдывающего бесцеремонное вторжение в канонический текст Толкиена.

Питер Джексон выходит далеко за рамки сюжетной линии оригинала, дополняя сказку деталями, персонажами, охватывая всю вселенную Толкиена, еще не существовавшую в 1937 году, на момент написания "Хоббита".

Здесь появляется долгий пролог о нападении огнедышащего дракона Смога на гномье царство Эребор, неимоверно затянутая интерлюдия с представлением тринадцати гномов в норе Бильбо Бэггинса, с песнями и плясками, пиршеством и последующим мытьем посуды, так что к моменту, когда под руководством Гэндальфа отряд из боевых гномов и Бильбо трогается в путь, проходит добрая половина фильма. Чтобы придать детский сказочке эпической зловещности, в сюжет вводится вождь орков Азог. Упомянутый в книге лишь мельком, одной строкой, однорукий альбинос Азог становится главным плохишом первой серии, охотясь на "гномью мразь" в кровавой стычке на границе Ривенделла.

Еще одной вставной линией первой части, не имеющей прямого отношения к сюжету, становится представление волшебника-натуралиста Редагаста Карего- комедийного персонажа с лицом выпачканным птичьим пометом и выпученными глазами, разъезжающего на упряжке лесных зайцев по заповедным местам, откуда в Средиземье грозит прийти страх. Несколько эпизодов с его участием - скорее щедрый аванс для будущих приключений, чем внятное и логичное развитие истории путешествия Билбо из Шира.

Возможно все эти сценарные уловки не просто раздувают метраж картины, но выстраивают каркас будущего замысла, скрепляющего "Хоббита" с "Властелином колец". Другой вопрос - как отреагируют на подобное своеволие преданные поклонники Толкиена.

Несомненной удачей картины стал Мартин Фриман, сыгравший недорослика Бильбо. Ему удалось с ходу вписаться в мир Средиземья, и уверенно занять центральное место в повествовании, несмотря на присутствие матерого Иана Маккеллана в роли Гэндальфа. Поначалу его Бильбо кажется чуточку мещанином, погрязшим в обустройстве своей норы. Консервативным, осторожным, но все же способным на авантюру и отчаянный поступок. Поклонников саги порадует возвращение Голлума в бесподобном воплощении Энди Серкиса, неизменная невозмутимость Гэндальфа, необязателньое появление Фродо и величие короля эльфов Энрода. Питер Джексон постарался нашпиговать "Хоббита" всевозможными флэшбэками и отсылками к "Властелину колец".

Теперь о новом формате.

Визуальный ряд фильма, снятый в формате 48 кадров в секунду потрясает воображение прежде всего в масштабных сценах, где отчетливо видна каждая крохотная деталь. Ненавистный мне за свою тусклость формат 3D впервые начинает блистать красками, переливаться за край экрана всеми цветами радуги, но... Проклятое "но" заключается в исчезновении магии кинокадра, восхитительной огламуренной искривленности кинокартинки, к которой мы все привыкли за все время существования кинематографа. Изображение фильма становится телевизионным, пределно отчетливым, но разрушающим Великую Иллюзию. Временами мне казалось, будто я смотрю телефильм о съемках "Хоббита", репортаж со съемочной площадки. Особенно это касается сцен снятых в тесном помещении (например, в норе Бильбо в Шире), которые смотрятся как телеспектакль.

Не уверен, что новый формат 48fps понравится всем зрителям, но пока что у нас будет право выбора в каком формате смотреть кино. По мне, так лучшим вариантом остается старое доброе 2D.


Написать комментарий