Законодательная шизофрения, или почему в Латвии не работают законы 4

фото: itar-tass.com
фото: itar-tass.com

В данный момент в Латвии около 12 тысяч законов, из которых многие существуют только на бумаге – в исполнении некоторых нет финансового смысла, часть не выполняют из-за внутренних противоречий.

Бюрократии становится все больше, а эффективность законодательства не увеличивается, ведь никто не контролирует претворение в жизнь многих правовых актов, пишет Latvijas Avīze.

Например, согласно закону о прессе и других средствах массовой информации, каждое СМИ обязано указывать точный тираж, однако у многих газет эта цифра не меняется годами, хотя очевидно, что количество экземпляров не может быть одним и тем же на протяжении долгого времени. В Госканцелярии считают, что за соблюдением закона о прессе должно следить Министерство юстиции, сотрудники которого отправляют интересующихся в Совет по конкуренции (СК). А в СК предлагают обратиться в суд, который должен доказать, что имели место случаи недобросовестной конкуренции – так в нашей стране растет нагрузка на судебную систему за счет бессмысленных тяжб.

В данный момент в стране около 4584 законов и 7435 правил Кабинета министров, выполнять часть из которых нет финансового смысла. Не выполняется даже требование как можно скорее рассматривать дела, касающиеся прав ребенка, - на практике в Сиротском суде такие процессы растягиваются на несколько лет. В законе описано, например, что семья – это естественная среда для жизни ребенка, которую государство берется обеспечить, при этом 2 тысячи детей растут в приютах.

Не выполняется и конституционное требование, согласно которому для каждой предусмотренной Сеймом траты в бюджете должен быть запланирован и источник финансирования. Например, было принято решение об организации и финансировании лечения отдельных групп граждан, например, детей до 18 лет и инвалидов первой группы, однако из-за «исчерпания квот» пациентам часто приходится самим платить за медицинские услуги. 

Марис Пукис, старший советник Латвийского объединения самоуправлений, рассказал, что при голосовании по поводу какого-нибудь закона никто не занимается обоснованиями и подсчетами – поэтому и складываются подобные ситуации. «С одной стороны, согласно закону, пациента в остром состоянии необходимо принимать незамедлительно. С другой, по решению Министерства здравоохранения, больницы должны работать в рамках бюджета и не принимать пациентов без денег. Главы одних больниц стараются вписаться в эти рамки, поэтому отправляют пациентов домой, другие же принимают и просят у государства денег на лечение. Это нельзя назвать иначе как правовым хулиганством»,  - отметил он, добавив, что госбюджет политизирован в том смысле, что каждая партия коалиции отрывает от него свой кусочек. 

Президент Андрис Берзиньш и директор Госканцелярии Элита Дреймане знают об этой ситуации и стараются ее изменить с помощью регул, предписывающих министерствам проанализировать относящиеся к их деятельности законы и выяснить, какие из них слишком подробны и не приносят пользы обществу. Подобные перемены совершаются на фоне борьбы властей с бюрократией. Дреймане отметила, что законы легко принимают, однако воплощают в жизнь только в тот момент, когда происходит что-то плохое. Такую практику, считает она, необходимо менять. 

Глава Юридического отдела Сейма Гунар Кусиньш считает, что необходимо выяснить, исполнение каких законов надо контролировать, а какие являются просто лишними. Однако поправки к правовому акту – это последняя мера, политики не должны злоупотреблять изменением законодательства. Например, к Кодексу об административных нарушениях поправки вносятся почти каждый месяц. 

Проблему могло бы решить также создание структуры, в которой работают высококвалифицированные эксперты, способные оценить законодательные акты – в Латвии об этом говорят уже давно, однако шагов к осуществлению планов пока не предпринимают. Нынешнюю ситуацию многие юристы называют законодательной шизофренией – сколько еще Сейм будет создавать нежизнеспособные правовые акты?


Написать комментарий

Власть в Латвии заканчивается сразу за Огре или за Тукумсом(депутат 10 сейма).На местах депутаты и чиновники как птицы:покормишь их с руки,а они взлетят и ''дадут сдачи''.Латыши не способны что-то создавать,это подтвеждено веками,это тупиковая ветвь немецкого общества....(речь Г.Гимлера по 1000-летней годовщине РЕЙХА).На деле многое совпадает.

Действительно! Закон один,а к нему 20 поправок,и поди разберись.Зато чиновники умело этим пользуются.Вот она-лазейка.Целая команда по защите Сатверсме:чего защищают,чего охраняют?,лутше переписали бы конституцию в,,чистом виде,,и чтобы чиновники не смогли перевалить на другого,или другой созыв.

А как они могут работать,если постоянно переделываются под очередную власть?Закон должен быть написан один раз.А у вас под каждой статьёй по 5 поправок.Причём они тоже меняются часто.Как новая метла,так и метёт под себя.Юристы и те толком не знают;Что сегодня можно,и за что посадят вчера?!

1.пройти выборы 2.занять удобное кресло 3.нахватать должностей 4.получать достойный оклад 5.ни за что не отвечать.Не обязательно иметь образование и опыт,и включать мозги.С населением работать высокомерно и надменно.Стого хранить секреты от населения и СМИ.

Написать комментарий