Суд над Саддамом: кровь и женская борьба

В день начала процесса над экс-президентом Ирака Саддамом Хусейном в Багдаде убит мэр столицы Хатем Мерза Хамза.


Приветствуйте процесс смертью оккупантов


Машина мэра была обстреляна в районе Ад-Дура в иракской столице. Вместе с ним погиб его шофер, сообщили источники в МВД Ирака. Нападавшие скрылись на автомобиле.

Накануне в Ираке было распространено заявление от имени правившей в Ираке партии «Баас» с призывом к сторонникам нанести «скоординированные удары» по объектам ВС США и «их иракским агентам». «Приветствуйте публичное появление лидера (Саддама Хусейна) на процессе выстрелами и смертью оккупантов, уничтожением их имущества и баз, а также их агентов в армии и предательских институтах власти», – говорится в обнародованном в интернете документе.

Конечно, на начало процесса это повлиять не могло – суд начал работу в заранее объявленные сроки. Первым на суде будет рассмотрен эпизод убийства в 1982 году 143 шиитов в селении Дуджайль, близ которого кортеж бывшего президента подвергся обстрелу. Если бывшего иракского лидера признают виновным в этом эпизоде, дальнейшие 13 пунктов обвинения рассматривать просто не будет смысла – Хусейну и без них грозит смертная казнь.

«Маленький Саддам»


Процесс ознаменован борьбой двух женщин, которым предстоит определить судьбу экс-диктатора. Одна – это Рагад Хусейн, старшая дочь обвиняемого. Она безмерно любит отца и продолжает относиться к нему как к «смелому и упорному» человеку. Рагад возглавила защиту подсудимого.

- Тот, кто хотя бы чуть-чуть объективен, признает, что этот процесс является большим политическим спектаклем, – утверждает 37-летняя Рагад. Ее адвокатская стратегия до конца непонятна. В сентябре Рагад неожиданно уволила всех адвокатов, больше полусотни, тех, кто предложил сотрудничать с семьей Хусейна. «Семья хочет напрямую руководить защитой», – сообщила Рагад.

Рагад – «маленький Саддам», как называют ее друзья, – даже сменила имидж. Сначала, появляясь на публике, она покрывала светлые волосы платком, теперь же частенько носит джинсы и футболку и встречается с телевизионщиками с открытым лицом. Ничто не поколебало ее дочернюю любовь – даже тот факт, что в 1996 году Саддам приказал убить Хусейна Камеля, супруга Рагад, «предателя» режима. «Он всегда был хорошим отцом», – рассказывает Рагад, мать пятерых детей, одного из которых зовут Саддам.

Брюнетка с голубыми глазами


Другая – Хания Муфти, активистка правозащитной организации. Она провела жизнь в поисках свидетельств преступлений, которые бывший раис совершил в отношении своего народа и соседних стран, и на суде представляет обвинение.

Для Хании Муфти процесс над бывшим иракским диктатором – почти мания. Ей 47 лет, она родилась в Аммане, долго работала в Amnesty International. Сегодня возглавляет ближневосточное отделение Human Rights Watch. О Хании, красивой брюнетке с голубыми глазами, известно лишь то, что у нее есть муж, который живет в Лондоне и очень редко видится с супругой. Она посвятила значительную часть своей жизни правам человека в Ираке и поэтому стала врагом Саддама.

Она начала ездить в Ирак в 1982 году и стала первой собирать и документировать доказательства и свидетельства о массовых убийствах, совершенных режимом не только в Ираке, но и в Курдистане, Иране и Кувейте. «Я говорила о геноциде курдов и о пытках в «Абу-Грейб», когда Саддам еще был другом великих держав», – вспоминает Хания.

Ее доклады о нарушениях прав человека в Ираке стали впоследствии ценным материалом, который использовала американская администрация для оправдания намерений предпринять военные меры против Саддама. Она неоднозначно, но все же положительно относится к «гуманитарной войне». «Граждане западных стран, выступившие против войны, – комментирует она, – игнорируют повседневный ад, в котором жили иракцы во время диктатуры». Она стала известной, и ей предложили сотрудничать в специальном трибунале, хотя официально она является «наблюдателем».

Рагад и Хания с нетерпением ожидают встречи с Саддамом после почти двух лет его пребывания в тюрьме. Одна говорит: «Мне его так не хватает, это будет прекрасный момент». Другая: «Я жду уже 20 лет, надеюсь, что эта встреча станет эпилогом».

Вчерашнее заседание, на котором никто из подсудимых своей вины не признал, стало предварительным. В следующий раз суд соберется 28 ноября.

Саддам: «Я президент Ирака»


Суд над Саддамом Хусейном начался с препирательства между бывшим президентом Ирака и председателем суда. Хусейн отказался отвечать на просьбу судьи назвать свое полное имя, адрес и сообщить другие сведения, касающиеся его личности. «Ты меня знаешь. Ты иракец и знаешь, кто я такой, – сказал судье бывший президент Ирака. – Я не собираюсь отвечать на вопросы этого так называемого суда. Кто ты такой? Что ты есть?…Я не признаю оккупацию Ирака и сохраняю свои конституционные права в качестве президента Ирака».

20.10.2005 , 11:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий