Опасная профессия

Ни для кого не секрет, что педагоги в Латвии получают мало. Они и на забастовку пошли, требуя, чтобы им платили хотя бы как ирландским уборщицам. Трудно их не понять. Зарплата мизерная, а требования постоянно растут. Да тут еще языковая реформа. Но и это еще не все.

Я встретила знакомую, когда она прогуливалась в парке со своим английским бульдогом. Очень странно – ведь в середине рабочего дня Елена должна быть в школе. Уроки у нее каждый день, каникулы прошли. На мой недоуменный вопрос она со вздохом ответила: «Достали!» Как же так, умница и корифей в своем предмете уволилась в течение недели, хотя буквально месяц назад об этом и не думала. Больше того, она заявила, что не надо было ей вообще идти работать в школу. В чем же дело, от чего такое отторжение и неприятие?

«Много причин», – объяснила Лена, – дети, они ведь по натуре беспощадны. Может быть потому, что не знают жизни? Сразу чувствуют слабину и тогда становятся похожими на волчат. Помните из «Маугли» – Акела промахнулся! Так и они, узнали, что в моей семье умер близкий человек (а я из-за этого заболела), и прямо-таки ринулись в наступление. Я находилась в классе, а за фанерной стеной раздевалка – слышимость великолепная. Вот я и узнала, что ребята договариваются написать на меня донос. Посидела – подумала. Их слово против моего слова. А доказывать, что ты не верблюд совсем не хотелось. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Я написала заявление об увольнении».

Про последнюю каплю я все поняла. Но ведь чаши нашего терпения очень глубоки – немало нужно потрудиться, чтобы их наполнить. Как поведала Елена, у учителей в работе совсем мало того, о чем так много говорилось в прежние годы. А именно – материального и морального стимулирования. Жизнь в Латвии, а уж тем более в Латгалии, нелегка. Многие семьи еле-еле сводят концы с концами. Родители вкалывают по 10-12 часов в день. Папаши, (если таковые имеются) пьют почти поголовно. Причем пьют, заметьте, не квас. Какое после этого воспитание, говорить не приходится. Зачастую дети из неблагополучных семей на занятиях думают о чем угодно, только не о предмете. Трудно учиться, если всю ночь квартира оглашалась возгласами пьяного отца – спать хочется. Многие родители, махнув рукой на нашу нищую жизнь, уехали в Туманный Альбион. Там на фермах больше заработаешь. А дети? Что ж дети – уж как придется. И вот оставленный на произвол судьбы отрок, лет 15-16, и ростом под два метра, остается предоставленным самому себе. Весело, здорово, красочно. А потом во время урока вдруг решает выяснять отношения с подружкой, естественно, громогласно. Как его урезонить? Из класса не выгонишь. Только остается, что к директору вести. А таких пацанов и девчонок – по десятку на дюжину. И за все это удовольствие учителю платят по 90 сантимов за урок. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Дело хорошее, но только если есть рычаги воздействия. Двойки мало кого пугают. К тому же с программами обучения настоящая каша – нет четких критериев. Учитель сам должен определять приоритеты, чтобы качественно подготовить выпускников к экзаменам. Ребята, воспитанные на компьютерных стрелялках и цветных мультиках, по сути не умеют читать. Нет, грамотой-то они владеют, а вот вдумываться в черно-белый напечатанный текст, тем более на неродном языке, не приучены.

Нагрузка на школьников огромная. Мало того, что в неделю по 41 уроку, надо еще домашние задания выполнять и факультативы посещать. Что ж после этого удивляться озлобленности детей? Довели! Некоторые ученики не в силах освоить программу. Не понимают половину из того, что говорит учитель, и, запустив предмет, веселятся на уроках, как хотят. Крайним оказывается учитель. Ведь он не имеет права сказать родителям: «Ваша дочка (сын) не в состоянии понять предмет, способностей не хватает!» Пусть это чистая правда, но разрешается объяснить лишь, что ребенок способный, но ленивый.

Вот другой пример: Анна с работы не уволилась. Жить-то на что-то надо! Но активно ищет пути отступления. Причина та же – беззащитность учителя перед агрессией учеников. Некоторые из ребят научились «качать права» и начинают требовать нужную им оценку. То, что это совершенно незаслуженно, их не волнует. Может быть, кто-то из тех, кому не удалось вытребовать повышенный бал, как-то весь вечер непрерывно посылал Анне на мобильник пустые SMS–ки. Мало того, что вечер оказался испорченным, так и воспользоваться телефоном она толком не могла. Коллеги жаловались ей, что зачастую им пишут непристойности. А узнать номер телефона учительницы – не проблема. К примеру, идешь в поход с ребятами, естественно оставляешь номер мобильника. Да мало ли возможностей!

Так что как-то принято поругивать современных учителей за недостаточную самоотверженность и многое другое. Только вот проблем у них очень много.

Как ни крути, получается, что учитель – опасная профессия. Это не я выдумала. Был такой замечательный французский фильм, в котором пять 15-летних школьниц обвинили учителя в изнасиловании. А он – ни сном, ни духом. По ходу сюжета раскрывается – почему они это сделали. У каждой были свои проблемы и обиды, а учитель оказался самой удобной кандидатурой для их разрешения. До такого у нас пока не дошли, слава Богу!

03.11.2005 , 14:37

Наталья АСТРАТОВА


Написать комментарий