На Mazeikiu nafta затянулся переходный период

Эксперты утверждают, что Латвии все равно, кто станет владельцем нефтеконцерна. Главное — чтобы он продолжал работать

Страсти, связанные с продажей литовского нефтеконцерна Mazeikiu nafta (MN), накаляются с каждым днем. Мало того, что обстановка достаточно напряжена в связи с грядущей сменой владельца концерна, так еще и сами работники MN подливают масла в огонь. На днях они заявили, что намерены устроить забастовку. Между тем MN является фактическим монополистом на рынке бензина Латвии.



Четыре претендента
На 53,7% акций Mazeikiu nafta претендуют сразу четыре компании: консорциум российского концерна ЛУКойл и американского ConocoPhillips, казахстанская госкомпания КазМунайГаз, польская PKN Orlen и российско-британская компания ТNК — British Petroleum (ТNК-BP). С последней вчера правительство Литвы начало вести переговоры. Кстати, литовские власти называют ТNК-BP наиболее приемлемым вариантом для своей страны. С этим, естественно, не согласны в ЛУКойле, указывая на то, что идут в Литву вместе с одной из крупнейших американских компаний ConocoPhillips.
В свою очередь возможности польского нефтеперерабатывающего концерна Orlen купить MN скептически оценивают даже сами поляки. Эти сомнения еще возросли после того, как руководству Orlen не удалось найти обещанного партнера в России, с которым польская компания намеревалась покупать литовский нефтяной комплекс.
В приобретении Mazeikiu nafta сильно заинтересована и государственная нефтегазовая компания Казахстана КазМунайГаз. За нее хлопотал даже президент страны Нурсултан Назарбаев, который в этой связи звонил литовскому премьеру Альгирдасу Бразаускасу. Однако, после того, как российское государственное нефтепроводное предприятие Транснефть расторгло договор о транзите нефти с КазМунайГазом, казахи, по сути, оказались исключенными из борьбы.




Цифра


<FONT color=#000066 size=5>79% бензина, проданного в Латвии за 9 месяцев этого года поступило из Литвы. Доля литовского дизельного топлива на латвийских заправках составляет 24%, свидетельствуют данные ЦСУ.


 


Даешь большую зарплату!
Вопрос о том, кто купит контрольный пакет акций, пока висит в воздухе, так как ценные бумаги арестованы и ждут, что сегодня решит Амстердамский суд. Рабочие самого концерна времени зря не теряют. Как сообщает литовская газета Lietuvos rytas, профсоюз Mazeikiu nafta готов начать забастовку, если его требования по повышению заработной платы рабочих не будут наконец-то удовлетворены. Профсоюз утверждает, что нынешняя зарплата работников компании не соответствует стоимости труда. Рост среднего показателя зарплаты на MN на 17,5% отстает от роста среднего показателя зарплаты по стране. Сотрудники MN требуют на 20% повысить фонд заработной платы и на 10% — саму зарплату, а к отпускным выплатам доплачивать пособие по восстановлению здоровья. В противном случае работа нефтеконцерна может быть парализована.




Мнения


Кто из претендентов на Mazeikiu nafta был бы самым выгодным для латвийских потребителей? Как на нас отразится забастовка сотрудников нефтеконцерна?



  • Эдгар ЗАЛИТИС, менеджер по развитию компании Shell в России:
    — На мой взгляд, абсолютно все равно, какая из компаний купит контрольный пакет акций литовского нефтеконцерна. В конце концов, цену на горючее определяет не Mazeikiu nafta, а мировой рынок. Если литовские рабочие все же решат бастовать, этот факт не отразится ни на объемах поставок горючего в Латвию, ни на цене. Гораздо более важное значение имеют война в Ираке, холод в США и другие мировые события, которые сказываются на стоимости нефтепродуктов на мировом рынке.

  • Виктор ШКУРАТОВ, гендиректор Viada:
    — Начнем с поляков. Ну, купят они эти акции, а дальше что они будут с ними делать? Вариант с казахстанской компанией тоже несерьезный. Нефть без трубы и труба без нефти — это тупик. Поэтому реальные шансы купить акции и потом эффективно работать есть как у российско-американского консорциума, так и у российско-британской компании. Любая российская компания, которая имеет нефть и возможность “пролезть” в трубу, будет интересна Mazeikiu nafta. Если работники устроят забастовку, то вряд ли это каким-то образом отразится на поставках горючего в Латвию. У латвийских сетей АЗС, в конце концов, есть свои запасы. Поэтому недели две продержимся. А больше рабочие бастовать вряд ли будут.

  • Ояр КАРЧЕВСКИС, председатель правления Латвийской ассоциации торговцев горючим:
    — Для Латвии, как и для остальных, самое главное, чтобы завод после продажи продолжил работать. Если же завод остановится, то это будет губительно и для литовцев, и для нас. На мой взгляд, все равно, какая из представленных компаний станет в конечном итоге покупателем. Ясно, что продавать ее надо тому, у кого есть нефть. Возможная забастовка работников Mazeikiu nafta — очень опасный для Латвии вариант. В этом случае однозначно начнутся перебои с поставкой в Латвию горючего. А потом это приведет в росту цен.

  • Байба РУБЕСА, исполнительный директор Latvija Statoil:
    — Я не слежу за продажей Mazeikiu nafta.

  • Хаим КОГАН, представитель президента нефтяной компании ЛУКойл:
    — Начнем с того, что на этой неделе в Голландии начался суд в связи с арестованными 53,7% акций Mazeikiu nafta. Если суд примет решение продать эти акции, то состоится простой аукцион, и литовское правительство ни о чем спрашивать не будут. То есть получается, что купить акции сможет любой. Главный критерий — кто больше заплатит. В то же время мне не понятно, а где, например, какая-нибудь польская компания возьмет нефть? Для того, чтобы завод нормально функционировал, нужны в первую очередь даже не деньги, а нефть. Если серьезно рассматривать претендентов, то польскую и казахстанскую компании можно откинуть. Остаются два основных претендента — ЛУКойл и TNK-BP. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. ЛУКойл — это стабильность и поставка нефти без всяких посредников. Если акции MN приобретет консорциум российского концерна ЛУКойл и американского ConocoPhillips, то можно говорить пусть не о резком, но о постепенном снижении цен на горючее. Что касается возможной забастовки, то это может сказаться на объемах поставок горючего в Латвию. Однако у завода есть резервы, да и у нас тоже. Поэтому как минимум неделю мы продержимся.

24.11.2005 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий