Фотопроект «Люди и призвание»: рабочие будни на ДЛРЗ 37

Портал Gorod.lv продолжает фотопроект «Люди и призвание» совместно с даугавпилсским фотографом Юрием Бердниковым. В этот раз мы побывали на Даугавпилсском локомотиворемонтном заводе, познакомились с некоторыми его работниками и увидели заводскую жизнь глазами фотографа.

Сегодня мы вам покажем и расскажем о квалифицированных рабочих, отдавших своему родному предприятию от несколько десятков лет до практически всей своей профессиональной рабочей жизни, а также кадры рабочих будней предприятия и некоторых его других работников, которые попали в наш объектив.

Для большинства работников ЛРЗ их профессия - это, действительно, призвание!

Коротко о предприятии. ДЛРЗ – это крупнейшая компания в странах Балтии, которая осуществляет ремонт и модернизацию подвижного состава, а также предоставляет своим клиентам и заказчикам широкий спектр услуг металлообработки.

Завод основан в 1866 году как база мастерских по ремонту паровых локомотивов. В 1965 году был преобразован для выполнения капитального ремонта дизельных локомотивов. В прошлом году ДЛРЗ отметил свое 155-летие.

Более подробно с историей ДЛРЗ можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Владимир Лоцик, слесарь и бригадир

Один из старейших работников ДЛРЗ. Только на уже современном предприятии он работает более четверти века - уже пошел 27 год его профессиональной карьеры.

При этом мужчина уже 10 лет как на пенсии. Но завод не бросает.

«И это не считая перерыва, на ЛРЗ я работал и до этого, еще при Советском союзе - так что общий стаж равен 55 годам», - называет 71-летний Владимир внушительную цифру.

«Можно сказать, что к родному заводу я прирос. И все было бы хорошо, если бы не нынешнее положение в мире. А сейчас будет всем нам посложнее. Люди работали, и работают еще сейчас, получают регулярно зарплату. А вот что будет дальше, остается только гадать, увы…

Коллектив у нас хороший, но себе в бригаду работников я подбираю сам. Ведь бывает так, что человек приходит на завод непонятно зачем - видно, что работать он не хочет. С такими людьми трудовые отношения у нас, конечно, складываться не могут. Поэтому после испытательного срока, который равен трем месяцам, приходится прощаться», - отмечает бригадир.

Раиса Рыжакова, токарь и крановщица

«На заводе я работаю с 1985 года. В том далеком году я пришла на это предприятие на практику - после того, как закончила учиться в ГПТУ № 2 на токаря.

До декретного отпуска работала на ДЛРЗ по полученной в училище профессии, то есть токарем. После декрета вернулась на обтирку. А позже представилась возможность снова перейти на токарное дело. Перешла в другой цех и так получилось, что попала под сокращение. Где-то год была без работы, но снова вернулась в родной цех. Я - как бумеранг, всегда возвращаюсь!», - смеется Раиса.

В мужском коллективе Раисе работается по ее признанию очень хорошо:

«У нас все ребята на заводе дружные! А за столько лет работы - все как родные. И я, получается, уже больше тут всего на заводе по работе знаю, чем не знаю.

Мне нравится и моя профессия, и то, что приходится на заводе делать по работе.

Но, конечно, я не ас. И мне есть к чему стремиться. Например, есть девочки, которые работают на тридцатитонных кранах - там работа по квалификации выше.

Но, как видите, у меня маленький рост. И если работать на других кранах, то получается, что в кабине я теряюсь и не могу что-то достать. Это своя рабочая специфика.

Если ты любишь свою работу, то и работа дает тебе свою отдачу», - уверена Раиса.

Станислав Бейнарович, слесарь подвижного состава

Работает на ДЛРЗ уже четыре десятка лет.

«13 января было ровно 40 лет - на завод я пришел зимой 1982 года. И работал, не выходя из цеха, с участка, и не покидая своей бригады. Раньше, конечно, времена другие были на заводе. Были организаторы разных коллективных поездок - на рыбалку, за клюквой. И, представьте, полные автобусы работников завода. Но в основной массе - мужчины. Женщины тоже с нами ездили, но очень мало. А мужики - с торбами, с ведрами. Весело было и есть что вспомнить! Ездили под Ливаны, например, в местечко Рудзаты.

Каждый собирал, честно скажу, ведро клюквы, а то и два. И для нас ведро - это была норма до обеда.

И все было конкретно и известно. А сейчас мы зависим, например, от венгров, от немцев, от других частных компаний», - рассказывает Станислав.

В бригаде у слесаря 5 человек, все работают дружно и слаженно, у всех взаимопонимание:

«Увы, нет сейчас такого радужного настроения и каких-то радужных надежд. Но работы хватает все равно. Приходят и побитые тепловозы на ремонт, с трещинами.

Приходится все резать, варить, переваривать, перетачивать, восстанавливать его геометрию. Дизеля приходят и 1973 года, а после нашего ремонта он еще будет работать», - с гордостью говорит специалист своего дела.

«Что касается молодых кадров - молодежь приходит на завод, но немного, - продолжает свой рассказ Стас. - Но как вы сами видите - после школы или вуза все уезжают за границу, на заработки. А сюда, в мазут, не очень хотят и лезть. Начинать с этого свою карьеру. Это мы - бывалые, притертые. И куда нам уже, как говорится, с подводной лодки!», - пытается шутить слесарь.

«У моих детей, например, у дочки, здесь, в городе, перспективы не было никакой особо. И она переехала с зятем в Ирландию. Там у меня уже родилось три внука. Мой сын работает в Швеции, на стройке. Сюда, в гости, конечно, приезжают, но редко. Хотелось, чтобы это было чаще. Зовут и нас, но куда я поеду, говорю, английского не знаю…

Да и завод не брошу, это для меня - дом родной! И коллектив здесь хороший, и тоже родной!», - утверждает Станислав.

Наталия Ахмедова, электрослесарь третьего разряда

Заводу Наталья отдала 26 лет (в этом году будет уже двадцать семь). Вместе с коллегами она пережила на предприятии разные времена.

«Это большой стаж, - признается она. - Начинала здесь работу я сразу после школы. Мои школьные годы пришлись на трудные 90-е года. На ЛРЗ я пришла сначала уборщицей, потом стала помощницей повара в заводской столовой. Далее работала на заготовке проводки для электричек. С электричек завод перешел на дизельные поезда.

И я стала ремонтировать пульты управления - это монтаж, демонтаж электропроводки, подсоединение электроаппаратуры».

Все эти неженские навыки Наталья осваивала сама.

«Я, получается, самоучка. Всему на заводе училась, - улыбаясь, признается она. - Попутно заканчивала разные курсы, ведь у нас тут была и трехдневка, и разные другие рабочие графики, так что на учебу и освоение навыков время было. Работа у меня очень разнообразная, немонотонная. Разные проекты, приходят на ремонт разные тепловозы. И работается всегда интересно. К сожалению, очень большому сожалению, опять настали смутные времена на заводе. Но, несмотря ни на что, надежда, что завод выживет остается!», - верит специалист, профессия которой, с ее слов, ей не только нравится, но и является ее призванием.

На вопрос о том, женская ли все-таки профессия у Натальи, она ответила так:

«В наше время, мне кажется, профессии уже не делят на женские и неженские. Есть работы и намного тяжелее, которыми женщины занимаются.

У меня в основном бригадная работа, но коллектив здесь у меня подобрался хороший.

Бывает, приходится и индивидуально поработать, по своим навыкам и специализации».

«Из семьи завод у меня прошли все - все поработали на ДЛРЗ. Это - полная династия: здесь 30 лет отработала моя мать, Клавдия Лаврентьевна. Она была старшим инспектором Отдела кадров. Отец Николай был 20 лет электрослесарем в этом же цехе. Также на заводе работал брат Олег, многие тетушки и дяди, их семьи. Мои мама, папа и брат - все Лисовские. Но из нашей династии на заводе осталась только я - Ахмедова», - рассказала нам Наталья.

Владимир Шворак, машинист

На ДЛРЗ работает почти 30 лет - 20 марта было 27 лет, как начал работать машинистом-инструктором. Отработал инструктором 15 лет и стал полноценным машинистом, кем работает и сейчас.

Василий Селиванов, слесарь

«Работаю на заводе слесарем по ремонту подвижного состава с 2009 года. Отвечаю за ремонт КМБ-Колесо-моторных блоков для тележек локомотивов. Работа по душе - и дело идет, главное чтобы были объекты. Первым делом тепловозы.

Опыт и багаж знаний - все что есть для работы у меня. Труд мне приносит только  радость», - поделился с нами Василий.

Об авторе фотографий:

Юрий Бердников занимается многими направлениями в фотографии, любит свою работу и считает ее очень интересным занятием. Как фотограф участвовал во многих сборных фотовыставках, а также организовал около десяти персональных, своими работами оформлял ночные клубы, кафе и офисы, принимал участие в создании альбомов и календарей.

👉 Фейсбук фотографа: Berdnikovfoto @jurgenf

👉 Инстаграм фотографа: @berdnikovfoto

👉 Сайт Юрия Бердникова: www.berdnikovfoto.com

23.04.2022 , 05:00

Андрей Кудирка , Gorod.lv

Фото: Юрий Бердников


Написать комментарий
Показать предыдущие 17 комм.
А я там в бассейн ходила в конце 80-х, мне было около 13 лет. Надо было почти через всю территорию завода пройти, а там такая бурная жизнь кипела - люди, машины, краны... До сих пор помню. И грязь ужасная. Лида /добавлю

Ну так это не конфетная фабрика

А где малярка? Где столярка? Где обтирка?

ну там можно было со стороны ул Каунас через дыру в заборе пролезть и спуститься к бассейну, мы так делали Кук

Я была хорошая девочка и, хоть и жила на улице Каунас, через дыру в заборе не лазила. :))

На заводе были грязевые ванны,весь город ходил лечиться,душ Шарко свой спортивный зал,своя столовая,актовый зал,вот это было время,своя турбаза и лагерь для отдыха детей и вот нет ничего

Сердечный привет Станиславу.Заядлый рыболов и прекраснейший человек.Помню душевные посиделки в Krogs.Так же привет руководителю дизельного цеха Сергею Леонидовичу Скурьяту от любителя хоккея из группы механика.

ДЛРЗ пережил две мировые революции и две войны, а вот независимость Латвии не пережил ❗ палка два конца

Да хлеб позаном мамлом в три еуска так и питались не люди, а кто выживал.,

Мой папа отработал там всю жизнь, там же и здоровье потерял. Эти вечно холодные цеха, пальцы к станку зимой прилепали, мазут, который просто не отмывался и въедался в кожу, пыль металлическая, которой дышали несчастные работяги. Катушки тягали по 30кг, кишки наружу. Смотрю на фото и глазам не верю - ничего не изменилось! Бедные наши люди.:(

На заводе были грязевые ванны,весь город ходил лечиться,душ Шарко свой спортивный зал,своя столовая,актовый зал,вот это было время,своя турбаза и лагерь для отдыха детей и вот нет ничего Луша

Видно ты иходила, нам не досталась

Колесноый отдыхает

LRZ это город в городе...... Тоже довелось там поработать....

А где малярка? Где столярка? Где обтирка? Рабочий завода.

Главные цеха на локомотиво - ремонтном заводе это дизельный и тепловозный(тем более они рядом). остальные это вспомогательные

А где малярка? Где столярка? Где обтирка? Рабочий завода.

Это фотопроект, а не реклама завода и не доска почета

Мой папа отработал там всю жизнь, там же и здоровье потерял. Эти вечно холодные цеха, пальцы к станку зимой прилепали, мазут, который просто не отмывался и въедался в кожу, пыль металлическая, которой дышали несчастные работяги. Катушки тягали по 30кг, кишки наружу. Смотрю на фото и глазам не верю - ничего не изменилось! Бедные наши люди.:( Свиден

да в дизельном с отоплением туговато что есть что нет тем более сквозняки постоянные самосвалы въезжали колёсные пары везли и тп.

Мой папа отработал там всю жизнь, там же и здоровье потерял. Эти вечно холодные цеха, пальцы к станку зимой прилепали, мазут, который просто не отмывался и въедался в кожу, пыль металлическая, которой дышали несчастные работяги. Катушки тягали по 30кг, кишки наружу. Смотрю на фото и глазам не верю - ничего не изменилось! Бедные наши люди.:( Свиден

но в тепловозном всегда горел костёр и сидел всегда с ним рядом цыган когда он работал не понятно

Ничего не поменялось, акромя хозяев!

в спортивном зале проходили соревнования по боксу- мы туда ходили- как давно это было- приезжали боксеры из 7 стран- это наша молодость = но есть что вспомнить

Главные цеха на локомотиво - ремонтном заводе это дизельный и тепловозный(тем более они рядом). остальные это вспомогательные Пинкертон

Плохой из тебя Пинкертон. Ещё есть электро-аппаратный,тележечный,колёсный и электро-машиный и все они главные. Без этих цехов не может быть отремонтирован локомотив. в одиночку из этих цехов могут работать только колёсный,дизельный и электро-машиные цеха. Ремонтируя отдельные узлы локомотивов.

Все похерили,такой завод!!!А для такой страны как Латвия,это работа!!!!!!ЛЮДИ БЕЗ РАБОТЫ!!!!Опять безработица,и нищета.Выхтда нет,правительство не ХОЧЕТ помогать.Нет даже слов ,каким должно быть правительство в стране,чтобы помочь.

Сволочи,а налоги спирали как со всех,показали фотки работников.Да что безработным остались?

Будьте здоровы дорогие мои земляки! Меня в 18 лет не испугали ни мазут, ни холод! Тогда ценили людей труда! Но мы, вероятно, последние... (по возрасту), кто восхищается работами фотографа. Низкий поклон!

Написать комментарий