Психолог Женской клиники ДРБ Л. Васильева — о своей профессии и работе с пациентами

Психолог Женской клиники Даугавпилсской региональной больницы Людмила Васильева рассказала о своей профессии и работе с пациентами.

Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей работе — где Вы учились, чем именно Вы занимаетесь в роддоме?

— Я училась в Даугавпилсском университете, повышала квалификацию в университете им. Страдиня, в московских и питерских вузах и даже в Кембридже. Профессия психолога подразумевает постоянное совершенствование навыков, и это одна из причин, по которой я люблю работу. У меня довольно большой стаж - более двадцати лет, и опыт в разных областях, что очень помогает в сегодняшней деятельности в больнице. Здесь я уже пять с половиной лет. И помогаю пациентам не только в роддоме, но и во всей Женской клинике.

Конечно, в первую очередь, это психологическая поддержка и сопровождение пациенток в связи с различными проблемами, связанными со здоровьем или взаимоотношениями в семье. Например, оперативное вмешательство,  планирование беременности,  психологические сложности с зачатием, вынашиванием, принятие беременности, тревога в ожидании малыша, сложности послеродового периода, трудные роды или особенности развития ребенка, изменения в структуре семьи и принятие новорожденного старшими детьми и бабушками-дедушками.

Психологическое сопровождение беременности, работа с эмоциями и переживаниями беременной женщины и ее окружения, подготовка к родам, перинатальное воспитание ребенка. В случае необходимости, сопровождаю женщину в родах и даже во время операции, такие случаи бывают не часто, но бывают.

А в послеродовом периоде особое внимание уделяется профилактике послеродовой депрессии, выстраиванию первого контакта с малышом, психологическим основам налаживания грудного вскармливания.

За время пандемии у нас были пациентки больные Covid-19, они находились в изоляторе и требовали особого внимания. Это был необычный опыт оказания помощи в  «красной зоне» в защитном костюме.

Иногда приходится быть посредником между пациентом и медиками, пациентом и его родственниками. Здесь пригождаются навыки медиации, знание конфликтологии, возрастной психологии. В доковидные времена было очень интересно работать с персоналом как нашего отделения, так и всей больницы в целом, по вопросам улучшения  взаимодействия с пациентами, оказания помощи, профилактике выгорания.

Послеродовые состояния женщин часто тоже служат поводом для обращения. В последнее время за помощью для себя и жены стали обращаться и мужчины тоже. Это не может не радовать. Значит, информация о возможности получить качественную помощь есть, и есть доверие к специалистам. 

Иногда семье приходится делать тяжелый выбор, связанный с рождением ребенка с тяжелыми проблемами со здоровьем, важно, чтобы была поддержка в этот момент у всех членов семьи.

Отдельной строкой можно выделить помощь в преодолении состояния после потери ребенка. Наверное, это самое тяжелое, к чему невозможно привыкнуть, и самое важное, потому, что женщина должна вернуться к нормальной жизни и, возможно, еще раз забеременеть.

Психолог в роддоме — это уникальное явление или нормальная практика? В других больницах тоже есть такой специалист?

– Нет, это не обычная практика. Есть психолог в университетской больнице, и больше я о таком не слышала, к сожалению. Буду рада, если кто-то из коллег отзовется. Уникальность нашей больницы и нашего отделения в прекрасно организованной командной работе специалистов. У нас уже пять лет работает «Мамина школа» для будущих мам, и, что немаловажно, пап. Нашу работу не прервала даже пандемия. Мы изменили форму работы, и временно перешли на онлайн-формат. Надеюсь, что скоро сможем встречаться очно. Помимо этого, есть «Мамин клуб» для наших «выпускников», где мамы и папы могут получить информацию об уходе за ребенком, особенностях его роста и развития, ведь малыши не рождаются с “инструкцией по эксплуатации”. Родителям всему нужно учится, и мы в этом помогаем.

В нашем отделении все эти пять лет работает система динамического наблюдения за развитием недоношенных детей (follow-up). И это опять команда, которая состоит из врача-неонатолога, физиотерапевта и психолога. Именно этому мы обучались в Англии. Это направление деятельности трудно переоценить. Родители имеют возможность получить рекомендации по развитию и коррекции неблагоприятных вариантов спустя месяц после рождения малыша. А чем раньше осуществляется интервенция, тем благоприятнее прогнозы. Иногда меня спрашивают о возрасте клиентов, так вот самому младшему из них было две недели. Ну, а самому старшему больше восьмидесяти.

В каких случаях пациенту нужна Ваша консультация? 

– Существует расхожее мнение, что психолог нужен всем. Это далеко не так. Если человек адаптивен, справляется с проблемами без последствий для себя и окружающих, то психолог не нужен. Однако, в современном мире с огромным количеством вызовов, требований, разной информации, неопределенностей и стрессов таких людей все меньше. Если же кто-то чувствует, что сам не справляется с тревогой, эмоциональной нестабильностью, портятся отношения с близкими, наступил личностный кризис, есть проблема с принятием диагноза, например, то имеет смысл обратится за помощью. Иногда достаточно одной двух встреч, чтобы, получив поддержку, двигаться дальше. 

Как побороть стеснение перед психологом? Многие боятся идти к специалисту, боятся осуждения со стороны.

– С чьей стороны? Почему вы боитесь осуждения? И, что такое, по-вашему, «осуждение»? Вот сразу сколько тем для разговора. Осуждение со стороны может быть независимо от обстоятельств, так хоть помощь получите!

А если серьезно, то о визите к специалисту и о том, что вы с ним обсуждаете, никто, кроме вас и специалиста, не знает. Конечно, каждый из нас – сильный, способный решить все самостоятельно человек, но какой ценой? Если ценой эмоционального выгорания, депрессивных состояний, хронического недовольства собой и окружающими, ухудшением взаимоотношений с самим собой и близкими, снижением самооценки, то, наверное, лучше обратиться к специалисту, с которым можно обсудить проблемы и найти их решение. Мы все разные, с разными характерами, подходами к жизни, работе, жизненным ценностям, поэтому  «своего» специалиста нужно найти.

Мой принцип работы: «Не навреди», после разговора обратившемуся не должно быть хуже, чем до него.  Во время визита у человека есть право говорить только о том, о чем он готов говорить и право прервать разговор. У меня были случаи, когда женщины обращались спустя пару лет после рождения ребенка и сожалели, что не сделали этого раньше. И есть те, с кем мы прошли вместе долгий путь от невозможности забеременеть и выносить первенца до рождения второго малыша.

Несколько рекомендаций для будущих мам для психологического здоровья.

Самая важная рекомендация касается всех без исключения – заботиться о своем  физическом здоровье, доверять медикам. В здоровом теле – здоровый дух. Но есть и обратная связь, у психологически стабильных людей меньше соматических проблем.

Следовательно, нужно  обращать внимание на свои эмоции, осознанно подходить к вопросам поиска информации о беременности и родах, доверять достоверным источникам. Записаться в «Школу мам», например. С точки зрения обыкновенного человека, беременность – это всего лишь девять месяцев из жизни, но на самом деле это уникальнейшее состояние женщины. Меняется не только тело, меняются жизненные установки, приоритеты, взаимоотношения с окружающими. Не оставайтесь наедине со своими страхами и сомнениями. Найдите того, с кем можно поговорить.