В ожидании очередной волны ковида: с какими рисками сталкивается ДРБ?

Латвийские средства массовой информации предупреждают о приближении очередной волны ковида и указывают на существующие проблемы – региональные больницы пока не получили обещанных государством денег за уже предоставленное лечение.

«У нас свободно 260 коек, сейчас мы заполняем освободившиеся дополнительные койки другими видами услуг. Чтобы у людей была работа и чтобы они не сидели без дела» — сообщил журналистам член правления Даугавпилсской региональной больницы Григорий Семенов. 

Лечение больных ковидом только за последние полгода обошлось в круглую сумму – 3,5 миллиона.  

Руководителя ДРБ беспокоит вопрос финансирования лечебных учреждений. В настоящее время правительство предоставляет лечебным учреждениям финансирование еще за прошедший год. В ДРБ также получили обещание, что медикам заплатят за амбулаторные услуги в апреле. Но ни за январь, ни за февраль, ни за март этого пока не сделано.

«Дополнительный риск я вижу в том, что сегодня переполнены все приемные отделения больниц – мы наблюдаем такой большой поток острых амбулаторных пациентов, как никогда, – говорит Г. Семенов. – И если мы ранее смогли разделить пациентов на несколько потоков – нуждающиеся в плановой помощи принимались отдельно, с острыми случаями – отдельно, привозимые бригадами Службы неотложной помощи – отдельно, то сейчас уже даже этого не хватает.

У нас с утра на Амбулаторном «остром» посту Приемного отделения бывает больше тридцати человек в очереди, и они только прибывают в течение дня. В основном это связано с доступностью услуг вне больницы, в поликлиниках, практиках семейных врачей –  люди выбирают наиболее доступный и удобный для них выход: приехать в больницу, в Приемное отделение, якобы там более доступна нужная им услуга. Хотя они не понимают, что обращаются в центр неотложной помощи, где изначально помогают самым острым пациентам, поэтому амбулаторные пациенты будут ждать 4-5-6-7 часов и более, что создает эффект бутылочного горлышка, когда оно полностью забивается.

Я вижу риск в контексте постепенного прироста ковидных пациентов – при существующем скоплении людей в приемных отделениях мы можем стать рассадником инфекции: стоит попасть туда на несколько часов в общую очередь одному-двум людям с ковидом – и можно представить себе, какое будет распространение заболевания на этом пятачке. Мы раньше не наблюдали столь выраженного скопления людей в приемных отделениях – и этот факт у меня вызывает опасения.

Плюс ко всему люди, случается, не сообщают, что находились в контакте с ковид-инфицированными пациентами, либо не называют имеющихся симптомов, и потом, когда приходит позитивный результат теста, признаются в том, что не связывали эти симптомы с ковидом, потому что для многих – в их головах – уже все закончилось, и недомогание, першение в горле или кашель – это ни в коем случае не ковид, потому что ковид ведь уже ушел, пандемия закончилась...

Второй момент: мне кажется, что уже сейчас, летом, нам нужно думать о стратегическом финансовом запасе на осень. Я понимаю, бюджет ограничен, он такой, какой есть, плюс появилась необходимость дополнительных расходов, связанных с поддержкой общества в отопительный сезон в условиях роста цен на энергоресурсы осенью – но точно так же потенциально осенью может опять прийти пандемия. И если сейчас министерство рассказывает о том, что деньги закончились, и нужны дополнительные средства за прошедший период 2022 года, то возникает вопрос, что мы будем делать осенью, если опять начнется ковид-волна?

Больницы опять из своих средств будут тянуть, ожидая какой-то поддержки, но надо понимать, что и по нам ударит энергоресурсный кризис. Как долго больницы выдержат, покрывая расходы из своих средств, без негативных последствий для медикаментозного лечения, обеспечения лечения в целом, уже не говоря про ковид?

Потому что ковид – это огромные средства на закупку средств защиты (есть, конечно, гуманитарная помощь из стратегических запасов СНМП, но она не покрывает всех нужд, кроме того, все это – бахилы, перчатки, халаты – необходимо утилизировать тоннами, и это дорого). Поэтому мне кажется, что уже сейчас нужно просить у правительства создавать неприкасаемый финансовый резерв на осень, который, если не придется его задействовать, я уверен, придумают, как распределить. Здесь стоит подумать наперед, а не решать проблему, лишь после того, как она появилась».