Рыбаки поймали «золотую рыбку»

Правительство утвердило разработанные Министерством земледелия правила подачи проектов на конкурс "Развитие прибрежного лова", который предусматривает финансирование из структурных фондов ЕС.

Этнографическое рыболовство

На развитие прибрежного лова выделено 1,928 млн. Ls, при этом доля софинансирования с латвийской стороны составит 386 тысяч. По сути, это подтверждает, что Брюссель заботится о сохранении не только популяции рыбы в морях, но и традиционных промыслов и уровня занятости прибрежных жителей.

Как объяснил Телеграфу президент Латвийской ассоциации рыбных хозяйств Инарий Войтс, прибрежный лов имеет минимальный удельный вес в общем объеме улова латвийских рыбаков. Если вести речь только о промысле на Балтике и, в частности, в Рижском заливе, то у берега ловится всего около 3,5% всей рыбы, и, естественно, потребляется она на внутреннем рынке. Говоря о многообразии содержимого сетей и тралов, можно отметить, что в основном здесь правит бал салака, а вот деликатесов, таких, как, например, угорь, с каждым годом становится все меньше.

Заплати за крючок и лови спокойно

Отличаются не только масштабы, но и схема лицензирования и доступа к ресурсам. Так, если крупным промысловикам квоты выделяются Министерством среды и платят они за тонны, то прибрежникам разрешения выдаются самоуправлениями и платят они не за количество выловленной рыбы, но за орудия лова: за сети, мережи, крючки и т.п.

С началом каждого нового сезона разрешения выдаются тем, кто работал в прошлом году, а если остается возможность, на вакантные места устраиваются конкурсы.

В лодке прошлого далеко не уедешь

По словам Войтса, сегодня многие страны поддерживают своего рыбака финансово, и не только в ЕС. Скажем, в соседней России решено компенсировать прибрежным промысловикам стоимость горючего, что является серьезным подспорьем. А Франция и Испания ослушались решения Брюсселя и самостоятельно дотируют отрасль, за что будут платить пени евросоюзному правительству.

Как в случае с большим флотом, “малым рыбакам” выделяются деньги и на порезку судов, вернее, лодок. Конечно, это не такие деньги, как в случае с большими специализированными кораблями. Считается, что эти средства дают рыбаку возможность отказаться от устаревших суденышек и приобрести новый флот, тем самым повысив производительность труда. Дескать, на одном современном судне можно выловить больше, чем на двух утлых лодках, а топлива на это уйдет меньше.

Большому кораблю — большая компенсация

Не забыты и рыбаки, ведущие промысел в морях и океанах. Вчера правительство утвердило правила Минземледелия, определяющие порядок распределения очередной порции денег и для них. Средства в размере 912 тыс. Ls направляются на модернизацию флота, а если быть точнее, на компенсации за порезку судов на металлолом.

К сожалению, европейские деньги не всегда работают на повышение производительности труда. Если раньше хозяин корабля мог платить только 60% от стоимости приобретаемого судна (нового двигателя, рефрижератора и т.п.), а остальные деньги выделял ЕС, то теперь он должен строить и модернизировать суда только за свой счет. Ограничения вступили в силу уже в этом году. Так, допустимая сейчас “модернизация” за деньги ЕС — это работы по улучшению условий жизни на судне для рыбаков, покупка пластмассовых ящиков, обивка трюмов пищевой жестью и т.д. А так как это никак не влияет на производительность, то из выделяемых на эти цели средств Латвия использовала лишь 8%, остальные деньги пошли на порезку судов.

По расчетам Войтса, у нас еще 50—60 лишних кораблей. Сейчас флот насчитывает 153 судна (примерно на 20% меньше, чем год назад), на ликвидацию 11 уже получено финансирование.


Написать комментарий