Шкеле пытались устранить

Сенсационное признание одного из серых кардиналов Народной партии и бывшего главы премьерского бюро Юргиса Лиепниекса о причастности олигарха Андриса Шкеле к скандальной афере с цифровым телевидением вызвало мощный резонанс в среде политиков. В кулуарах звучат разные версии произошедшего: от банального чувства страха, которое охватило Лиепниекса из-за уголовного расследования, до возможного раскола и передела власти в рядах Народной партии.

Напомним, в минувший четверг, 23 ноября, в интервью газете Dienas bizness Лиепниекс поведал, что его бывший босс, отец-основатель Народной партии Андрис Шкеле, и глава телекомпании LNT Андрейс Экис являлись соучредителями британской компании Kempmayer Media Ltd., участвовавшей в одной из самых скандальных в истории Латвии сделок, которая могла нанести государству урон в 53 млн. латов.

И Шкеле, и Экис отказываются признавать свою связь с Kempmayer. В комментариях масс-медиа бизнесмены заявили, что публичное откровение Лиепниекса полно противоречий, а сам процесс расследования — очень политизирован.

Народная партия поспешила отстраниться от скандала. В интервью Латвийскому радио премьер-министр Айгар Калвитис заявил, что откровения пиарщика не вызовут раскола в рядах “народников”: Лиепниекс и Шкеле участвовали в проекте как предприниматели, а не политики, так как в момент заключения сделки они оба не занимались активной политической деятельностью, и партия не имеет отношения к их бизнесу. При этом Калвитис признался, что рассказ Лиепниекса не стал для него откровением, поскольку “об этом в городе говорили уже многие годы”. Чтобы еще больше подчеркнуть отдаленность “народников” от болтливого пиарщика, пресс-служба партии сообщила, что Лиепниекс выполнял обязанности вне- штатного советника премьера всего одну неделю — с 30 октября по 7 ноября.

Подкоп под Шкеле

Эксперты расценили заявление Калвитиса как попытку “умыть руки”. Его непричастность у многих вызывает сомнения. По версии газеты Diena, разоблачение Лиепниекса может быть связано с переделом власти в рядах правящей партии. На 9 декабря назначен конгресс, где будут переизбраны председатель и правление партии. Одним из возможных кандидатов на руководящий пост является жена Андриса Шкеле Кристиана Либане-Шкеле. Не исключено, что таким “ненавязчивым” образом “народники” в лице Калвитиса, Штокенбергса и других министров хотят уменьшить роль Шкеле и удержать его супругу от попытки войти в большую политику. Газета Diena также обращает внимание на то, что громкая публикация в Dienas bizness вышла аккурат в тот день, когда премьер находился с двухдневным визитом в Брюсселе и по понятной причине собственного отсутствия не мог давать комментарии прессе. Впрочем, не особенно активно на эту тему он общался и по возвращении.

Кому платить 10 миллионов

Впрочем, политическая версия скандала — не единственная. В качестве другого вероятного мотива, побудившего Лиепниекса “открыть людям истину”, могут выступать коммерческие интересы. Как известно, в конце сентября Международный арбитражный суд в Стокгольме, удовлетворив иск латвийского правительства, обязал Kempmayer Media Limited вернуть полученные для запуска проекта 7 млн. евро и погасить судебные издержки. В общей сложности британцы должны выплатить Латвии 10 млн. евро. В свою очередь Лиепниекс проходит по делу как один из фигурантов. Согласно информации, имеющейся в распоряжении прокуратуры, в 2001 году бывший помощник Шкеле, служивший своему боссу на протяжении 11 лет, являлся директором оффшорной фирмы Gedney Purcel Ventures Ltd., которой принадлежит часть Kempmayer.

А ведь 10 миллионов — сумма нешуточная. Так что вполне логично, если Лиепниекс в преддверии завершения следствия решил “разделить” финансовую ношу с другими более состоятельными компаньонами.

Близкую по смыслу версию озвучила и представитель партии Новое время Линда Мурниеце. По ее мнению, Лиепниекс мог осознать, что существует реальный риск оказаться на скамье подсудимых, и, чтобы снять с себя часть ответственности, решил раскрыть имена соучастников. Напомним, что сразу после выхода в свет интервью Новое время предложило создать специальную парламентскую комиссию, которая займется расследованием обнародованных фактов. Однако другие оппозиционные партии идею “репшистов” не поддержали. Для реализации замысла необходимы голоса 34 депутатов, но в распоряжении Нового времени есть только 18.


Написать комментарий