Как сохранить самобытность наших городов?
Дома на ул. Гара один красивее другого! Одинаковых ставен и наличников на них не найдешь. Да, были мастера!.. Однако странно было видеть на домах старинной постройки, порой прочных и основательных, иногда дряхлых и невзрачных, пластиковые окна.
Вот, например, дом № 15. Красивее наличников на всей улице не найти. Да только сохранились они не на всех окнах – на трети стоят стеклопакеты.
Пятнадцать лет в этом доме, который достался ему по наследству, живет 62-летний Василий Смыслов. Часть нынче принадлежит другой хозяйке. Она-то и решила отказаться от старины в пользу современных технологий. И хоть бывший хозяин не в восторге от таких действий соседки, он относится к ним с пониманием. А наличников жаль, конечно, – ведь искусная работа гниет под снегом и дождем и скорее всего закончит свой путь в печи.
- А вы чего же окна не поменяете? – спрашиваю у Смыслова.
- Да нужды нет. На мой век хватит и деревянных, а дети, если захотят, пусть делают. Раньше-то старина была в моде, а теперь все больше пластик.
Лукавит хозяин. Ни ему, ни его дочери, которая с мужем держат в Лауцесской волости корчму, чувство прекрасного не чуждо. Не зря ж они для создания интерьера в старинном кирпичном здании корчмы, служившем при царе почтовой ямой, а позже – конюшней и кузней, принесли из дома древние утюги и самовары. А в доме у Василия на стене висят старинные часы, за которыми он регулярно следит а в углу – раритетные старообрядческие иконы.
Мила старина и 65-летней Ядвиге Михеевой, живущей в старинном – около ста лет! – доме с самого своего рождения.
- Красота… Ставни мы обычно никогда не закрываем. Нет нужды. А вот в морозы пользовались, становилось теплее.
О пластике и не думает, особенно после того, как узнала от знакомых, побывавших в Швеции, что из этого материала там окна вообще не делают. Ценится только дерево. В перспективе ставни планирует снять, а окнам и наличникам, по всему, стоять на своих местах еще долго.
- Менять окна, ставни и наличники? Да ни за что и никогда! – горячится житель улицы Пардаугавас старообрядец Леонтий Кудряшов. – Я в этом доме 75 лет живу, его еще мои родители строили, а землю в 1890 году выделил сам граф Корякин. У меня и документ есть! А ставенки-то семье дважды жизнь спасли – и в 1922 году, и в 1931-м, когда сильные наводнения были, малые дамбы со стороны Лауцесе прорвало и вода несла животных, людей. Ставенки-то тогда и для льдин преградой стали, и для вывороченных водой деревьев. Дом, можно сказать, спасли, и имущество. В 31-м, когда большая вода пришла, мне две недели от роду было. Тогда отец на лодке меня к дядьке вывез – он в безопасном месте жил. А о том, что тут происходило, родители рассказывали.
Впрочем, решение не трогать старинные детали конструкции дома продиктовано, наверное, не только уважением к прошлому, но и чувством стиля хозяина дома. С пластиком, без наличников и ставен, дом перестанет выглядеть так роскошно.
- Старина, красота, память – это все, конечно, хорошо. Да только здоровье моих троих детей мне дороже, – говорит молодая мама Анжела Раубишко. Живет семья по соседству с упоминавшимся смысловским домом. – Максиму моему всего полтора года, он часто болеет. Новые окна держат тепло значительно лучше старых. Топить надо меньше, а это значит, можно сэкономить на топливе. И ставни нам ни к чему, когда есть жалюзи, а чтобы их закрыть, не надо выходить на холод. Мы сторонники современных технологий, а старина уместна там, где ею можно не только любоваться, но и получать практическую пользу.
Сторонники-то сторонники, но могут ли хозяева вот так, никого не спросясь, взять да и поменять окна или заложить их кирпичом?
- В Даугавпилсе есть районы, имеющие свой неповторимый архитектурный, художественный и национальный стиль. Это, например, Новое Строение или Старый Форштадт, – сказала «Часу» главный архитектор города Ингуна Кокина. – Жители этих районов, прежде чем приступить к перестройке или реконструкции старинного дома, должны прийти в отдел архитектуры и согласовать со специалистами детали, объемы и порядок предстоящих работ. В любом случае хозяин должен каким-то образом сохранить память о своем представляющем историческую или культурную ценность жилище: сделать фото, рисунок либо сдать предметы старины или интерьера в музей, что некоторые люди и делают. Грива к таким районам Даугавпилса не относится, поэтому ремонт и перестройка домов здесь таких согласований не требуют.