ЕС – Украина: стабильность прежде всего

Если припомнить украинские события теперь уже почти двухлетней давности, то придется признать, что тогда «оранжевая революция» на Украине гораздо более взволновала умы европейцев, нежели то, что происходит сейчас.

«Мирное восстание» тех времен задело чувства жителей Европы – сытых, благополучных, давно отвыкших от проявления бурных эмоций. В конце концов, революции и бессонные бдения на площадях – это для них скорее что-то из репертуара каких-нибудь южноамериканских банановых республик или Африки, но никак не Европы. И когда прямо под боком у Евросоюза произошли «оранжевые» события – европейцы почувствовали в этом самую настоящую революционную романтику, порыв с горящими глазами – тот порыв, который сами они давным-давно утратили.

Не удивительно, что Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко в те времена встречали аплодисментами и цветами в любой европейской стране, а Еврокомиссия как могла поддержала Украину: пообещала вступление в Евросоюз (пусть и не сразу, а как-нибудь потом) и увеличила квоты на экспорт украинского текстиля – для сухих и расчетливых экономистов, сидящих в стенах «европравительства», подобный шаг равносилен едва ли не признанию в любви.

Однако с тех пор немало воды утекло и немало произошло событий на Украине. «Новогодняя газовая война», безжалостный передел имущества и сфер влияния внутри страны, постоянные ссоры и склоки в «оранжевом» стане и монолитное, «аппаратное» давление со стороны, казалось бы, проигравших бело-голубых смели последние остатки романтического налета с глаз Европы, и теперь ее жители убеждены, что их украинские соседи – такие же расчетливые, видящие собственную выгоду и не склонные к проявлению бурных чувств люди.

Европейское общество пусть и запоздало, однако начало понимать то, что ранее понимали лишь некоторые европейские политологи: противоречия, вот уже во второй раз за два года приводящие страну на грань хаоса (не дай бог – гражданской войны, лучше не поминать это слово, чтоб не накликать) – это не противостояние между демократической и тоталитарной моделями. Украинское двоевластие совершенно немыслимо ни в одной из современных стран Евросоюза: даже в Польше, известной своей исторической склонностью к анархии, в нынешних условиях подобное положение вещей попросту невозможно.

В этой ситуации не стоит удивляться той сдержанности, которую проявляет Европа по отношению к Украине. До сих пор официально по этому поводу высказались лишь уходящий через пару недель в отставку французский президент Жак Ширак, нынешняя председательница Евросовета, она же канцлер ФРГ Ангела Меркель, а также еврокомиссар иностранных дел Бенита Ферреро-Вальднер. Причем все эти заявления в той или иной мере можно свести к одному: пожалуйста, сохраняйте спокойствие. Пожалуйста, сохраняйте стабильность, не раскачивайте лодку. Все остальное – ваши внутренние проблемы: пока не летят камни и не звучат выстрелы, мы готовы принять любое руководство Украины, овладевшее ситуацией мирным путем. Даже буйный польский президент Лех Качиньский, который был бы не прочь стяжать лавры украинского миротворца, подобно своему предшественнику Александру Квасьневскому все же внял увещеваниям своих европейских коллег и промолчал.

Своеобразную «юридическую» помощь Украине в эти дни оказал также Европарламент: он сообщил о том, что указ о роспуске рады, подписанный президентом Украины, не является по европейским канонам чем-то из ряда вон выходящим. Однако нигде и никогда подобные скандалы не выливались в двоевластие, общенациональное напряжение или прямые столкновения сторонников тех или иных партий.

Так что западные соседи Украины предпочли остаться нейтральными – впрочем, так же, как и ее восточный сосед, Россия. Совсем недавно журнал Economist опубликовал результаты опроса своих читателей, большинство из которых предрекло войну Запада и России за Украину. Похоже, этот прогноз оказался первым, не выдержавшим испытания временем: никто, кроме самих украинцев, воевать не намерен. А лучше всего было бы, если бы воевать не собирался вообще никто.


Написать комментарий