Бабушка внука очень любила

Пожилые люди становятся жертвой собственной доверчивости. Но уже не по вине маклеров-аферистов, а вследствие горячей любви к родственникам.

“БМВ” или квартира

Галина Сергеевна до сих пор не верит, что ей придется покинуть квартиру, в которой она прожила почти 40 лет. Но впереди суд, и, как ей говорят юристы, надежды у нее нет.

История, которая случилась с пенсионеркой, – сюжет нового времени, когда появилась масса материальных соблазнов, а финансовые учреждения услужливо предлагают кредиты.

Ее единственный внучок Сережа захотел купить “БМВ”.

- Ему нужна машина, – оправдывает внучка бабушка. – Мы всегда старались, чтобы у него было все хорошее – и еда, и одежда. Когда появились компьютеры, он еще в младших классах учился, купили ему чуть ли не первому в классе.

Бабушка старалась сэкономить со скромной пенсии, чтобы ко дню рождения Сережи сделать хороший подарок, например, в прошлом году мобильный телефон за 280 латов. Но в этом году не получилось скопить денег – все ушло на погашение процентов по кредиту, вот и пришлось внуку довольствоваться кроссовками за 60 латов.

А полтора года назад внук пришел к бабушке с просьбой: помочь купить новую машину. Дескать, он скоро кончает вуз, но устроиться на хорошую работу можно только при наличии хорошей машины.

- Я спросила, чем же я могу помочь? Латов сто могу дать, но, наверное, машина стоит дороже? – вспоминает Галина Сергеевна.

Когда внучок сказал, что надо 40 тысяч евро, но продает его друг и можно договориться на 35, у бабушки сердце зашлось. Прежнюю “ауди” они подарили внуку, когда еще муж был жив, и купили ее у знакомых за 2500 долларов. Но у внука ответ был наготове:

- Заложи свою квартиру в банке, она сейчас тысяч 80 стоит, как раз 35 дадут, – уговаривал Сережа. – Только надо очень быстро, а то уйдет машина.

На следующий день бабушка отправилась в банк, чтобы проконсультироваться, сколько она может получить за квартиру. Однако в банке ей мягко сказали, что подумают. А тут Сережа прибежал со свежими новостями: кредит может взять он как человек молодой и работающий, а бабушка его подстрахует как гарант – и квартиру не надо закладывать. Галина Сергеевна лишний раз умилилась практичности внучка.

Как страшный сон

Через неделю Сережа приехал к бабуле на блестящей черной машине, а та на радостях даже забыла, что отдала на оформление кредита все сбереженные ею на черный день латы. А еще через полгода Галина Сергеевна получила письмо, в котором банк уведомлял ее, что не получает положенных платежей. Бабушка растерялась. Внук заверил, что решит все проблемы.

Однако спустя еще полгода Галина Сергеевна была приглашена в офис, где ей объяснили, что как поручитель она отвечает своим имуществом, то есть квартирой. Сережа тем временем уехал на заработки за границу, а его мать, дочь Галины Сергеевны, устроила скандал, обвиняя мать в попустительстве внуку.

- Если тебя выгонят из квартиры, ко мне не приходи! – кричала дочь.

У нее были старые обиды на Галину Сергеевну, ведь когда умер отец, она просила продать квартиру и помочь дочкиной семье, но мать отказалась.

Галина Сергеевна и сейчас внука ни в чем не винит, это она должна была посоветовать мальчику не ввязываться в финансовые авантюры. Только с тоской смотрит на родные стены и даже представить себе не может, где она будет жить, если у нее отберут квартиру.

Трехкомнатную квартиру на проспекте Виестура они получили с мужем в 1972 году, когда оба работали на заводе “Коммутатор”. Дочь еще ходила в школу. После смерти мужа было тяжело ее содержать, многие советовали продать и переехать в однокомнатную, но Галина Сергеевна исправно оплачивала все счета, лелея мечту подарить квартиру внуку.

Сейчас, если не случится чуда и внук не оплатит задолженность, квартиру могут выставить на аукцион, и на то, что останется после расчета с банком, оплаты судебных издержек, работы судебного исполнителя и оплаты аукциона, пенсионерка сможет приобрести разве что угол без удобств.

Обман

В похожей ситуации оказалась и другая наша читательница. У нее все закончилось благополучно – квартира осталась при ней, но здоровье пошатнулось.

Надежда откликнулась на просьбу сына взять кредит под свою квартиру, чтобы он мог в своей сделать ремонт. А он получил деньги и уехал, оставив семью и мать с долгом в 10 000 латов. Это было пять лет назад. Надежда тогда нашла силы устроиться на вторую работу и три года фактически работала на банк.

Несколько лет назад в редакцию пришла женщина с узелочком, в котором были все ее пожитки. Ее выселили из квартиры на улице Валдемара – за долги. Хотя суд дал ей месяц на поиски 630 латов для уплаты долга, домоуправление тут же вышвырнуло женщину на улицу. Она ночевала в ночлежке и ходила по знакомым, буквально по лату собирая нужную сумму, – и собрала.

Мысли о том, чтобы потерять квартиру, она не допускала, и не из-за себя: приедет сын и ему где-то надо будет жить.

Зажми любовь в кулак

Неужели закон не защищает пожилых людей от них же самих? Вот как комментирует ситуацию юрист Владимир Васильев:

- Кредиты под квартиру людям старше 65 лет дают крайне редко. В основном кредит берет молодой человек, а его престарелая родственница гарантирует возврат своим движимым и недвижимым имуществом. Если кредитор в назначенный срок не возвращает заем, то гарант расплачивается – если не деньгами, то имуществом. Кредитор обращается в суд с иском, и суд накладывает арест на имущество для его возможной реализации.

Может быть, самоуправление поможет доверчивым бабушкам-дедушкам получить кров на старости лет? Вот что сообщила заместитель начальника квартирного управления Рижской думы Майга Яворска:

- Мы рассматриваем заявления людей, оставшихся без жилья. Лет пять назад принимали на очередь тех, кто остался без квартиры, став жертвой аферистов или не выполнил свои обязательства по кредитам. Но это были малоимущие люди, инвалиды, одинокие пенсионеры, многодетные семьи. Данный случай не дает права бабушке претендовать на квартиру самоуправления, ведь она фактически подарила внуку свое имущество. Поэтому ей остается рассчитывать только на его помощь.

Людей лишают жилья в нашей стране по-разному. Был шквал выселений за символические долги – 200, а то и меньше латов. Люди пережили эпидемию обманов “черных” маклеров. Сейчас дамокловым мечом висят обязательства перед банками. И никакая Конституция, гарантирующая право на жилье, не спасает их от превратностей судьбы. А если еще человек сам подставляет себя, размахивая флагом бескорыстной любви, то он остается беззащитен перед обстоятельствами.

Юрист советует отбросить неуместную деликатность и подстраховаться.

- Банк заключает договор с кредитополучателем и поручителем, но не регулирует отношения между ними, поэтому следует заключить с кредитополучателем серьезный договор займа. Даже с сыном или внуком. Дескать, сын занял у меня такую-то сумму и обязуется вернуть на таких-то условиях в такое-то время, оговорив штрафные санкции. Это стимулирует кредитополучателя серьезно отнестись к доверию родственника.


Написать комментарий