Откровения олигарха

Фото Оксаны Джадан.
Фото Оксаны Джадан.
Вчера мэр Вентспилса Айварс Лембергс (на снимке) дал интервью газете "Неаткарига", в котором высказал свою точку зрения по многим вопросам.

Голосование за арест

Лембергс убежден, что экс-президент Вайра Вике-Фрейберга имела непосредственное отношение к его задержанию.

- Из публичной информации можно было понять, что решение о моем аресте было известно и бывшему председателю Конституционного суда Айварсу Эндзиньшу. Как и всегда, нашлись хорошие люди, которые меня об этих вещах предупредили, – сказал политик.

В числе тех, кто предупредил Лембергса, был и некий Леша.

- Насколько я помню, за пару дней до того. И другие доброжелатели мне говорили: "Надо бежать из этой страны, потом ты уже не выберешься. Решение уже принято. Вике-Фрейберга, посол США Бейли. И эти вентспилсские партнеры уже заплатили соответствующие суммы, чтобы твое задержание прошло гладко, – рассказал Лембергс.

Он сообщил, что решение о его задержании было принято на собрании, участники которого, в том числе и генеральный прокурор Янис Майзитис, голосовали.

- Если бы Майзитис голосовал против, меня бы не арестовали. По сути двигателем моего уголовного процесса был сам Майзитис.

Для США мы индейцы

Лембергс объяснил, почему он так “не приглянулся” США:

- Я не выполнил просьбы нескольких очень влиятельных денежных мешков в связи с “Вентспилс нафта”. Я в правительстве и Сейме не обеспечил принятие таких решений, какие они хотели… Я не обеспечил, чтобы “Вентспилс нафта” попала в руки одного американского миллиардера, не буду называть его фамилию.

Тогда из США пришли другие умники, которые хотели прибрать к рукам “Латвияс дзелзцельш”, как это произошло в Эстонии. Я ответил им: “Через мой труп!” Если бы они приватизировали Латвийскую железную дорогу, то настал бы конец для латвийских портов. Это не отвечало ни интересам латвийского государства, ни интересам Вентспилсского, Рижского, Лиепайского портов.

Человек, имя которого Лембергс не называет, хотел, чтобы латвийскому государству за акции “Вентспилс нафта” заплатили из средств “Вентспилс нафта”. Такие смелые требования он выдвинул потому, что в любое время мог созвониться с президентом США, в любое время суток – с президентом Латвии, – раскрывает тайны Лембергс. – Это произошло в 2003 году. Проверка была возобновлена после отказа помочь.

В интервью он также критикует способ, каким США реализуют свою внешнюю политику.

- Незаконные подпольные тюрьмы США в Восточной Европе – что это значит? Каким нормам права соответствуют эти творения США? С тех пор как США стали супердержавой, с того момента, когда руководитель США потерял здравый смысл от этой неограниченной власти, начался этот стиль поведения США во всем мире. США – страна колонизаторов, которая смотрит на Латвию как на колонию.

Мы для них являемся аборигенами или индейцами, которых надо держать в резервации. А для тех местных вождей, которые мешают регулировать американский порядок, предусмотрена пуля. Себестоимость одного выстрела примерно три доллара. Но в случае с Латвией денег вообще тратить не приходится: сами местные профинансировали направленное против меня мероприятие, – говорит Лембергс.

Судья на вахте

Журналисты заметили, что прокурор Андис Межсаргс, который ведет процесс против Лембергса, направляется в суд по решению вопроса о мере пресечения только тогда, когда выпадает смена судьи Мариса Вигантса. Это заметил и Лембергс.

- Очень ярко это проявилось в случае с Ансисом Сормулисом. Когда рассматривали вопрос о мере пресечения для него, Вигантсу нужно было быть в Сейме на юридической комиссии, где решался вопрос о его повышении… Чтобы запереть Сормулиса в тюрьму, он во время перерыва убежал из Сейма в суд и провел заседание.

Лембергс отметил и то, что на свидетелей по его делу оказывается давление.

- Предлагаются два варианта: либо ты будешь обвиняемым, либо потерпевшим. Выбирай! Один, кто еще недавно был потерпевшим, сейчас уже купил новую машину, хотя раньше попрошайничал на сто граммов. В деле Гринбергса такого всеобъемлющего и бессовестного влияния на свидетелей не было.

Между прочим, уже поданы поправки к закону о криминальном процессе, предусматривающие продление срока досудебного расследования с 18 до 24 месяцев.

Газету читала Ирина ОСИНСКАЯ.


Написать комментарий