Кляп для неугодного журналиста 7

После решения (не следует путать с приговором, дело только в начале пути -- прим. ред.) Даугавпилсского суда по иску вице-мэра Олега Толмачева против журналиста Романа Самарина редакцию "Динабурга" завалили письмами. Самый задаваемый вопрос: "А как смотрит на беспредел Рига?" Уже в самих вопросах заложено отношение горожан к данному делу. Оно и понятно: именно за них, в конце концов, бился в своих статьях журналист. В прошлом номере "Динабург" дал интервью наших депутатов Сейма. Случай вызвал живой интерес у европейских журналистов. Из предлагаемой сегодня статьи можно видеть отношение к "Процессу года" наших рижских коллег. "Динабург Вести"

Суд между вице-мэром Даугавпилса Олегом Толмачевым и репортером Романом Самариным заставил Латвию вспомнить о цензуре

28 мая Даугавпилсский городской суд вынес решение по делу журналиста Романа Самарина. Кто не знает, Самарин — журналист из тех, для которых газетное дело — не просто заработок. Знаю Романа лет двести и скажу так: это человек с чутьем на настоящие, больные для читателей темы. Ради людей Роман себя не пожалеет. Вот и теперь — не пожалел… Репортера засудил вице-мэр Даугавпилса  Олег Толмачев, посчитавший публикации местной газеты “Динабург” оскорбительными. Честь и достоинство вице-мэра суд оценил недорого: в 2 000 латов, но Роман намерен оспорить приговор. В защиту своего коллеги с акцией “Белая полоса” выступили три крупных газеты Даугавпилса, на местной радиостанции была устроена минута молчания. Журналисты уверены, что Роман действовал в интересах горожан, а судейская расправа — попытка чиновников заткнуть рот неугодному репортеру…

Человек с позицией

Что сказать вам об этом деле? Начать нужно с того, что за птица  Роман Самарин. Работал он в Москве, потом приехал в Даугавпилс — и сразу стало понятно, что на остальных журналистов он не похож. Имеется в его статьях перец. Такая живинка, которая заставляет читать их, как занимательный сериал: “Что там наш Самарин новенького разведал?”

А разведывал он немало. Например, благодаря его журналистскому расследованию сел в тюрьму местный полицейский, крышевавший точки нелегальной торговли спиртным. Он же раскрыл очаровательный замысел бывшей начальницы юридического отдела Даугавпилсской думы Дзинтры Николаенко, возжелавшей облегчить городскую казну на 65 тысяч кровных латов. Это он автор прошумевшего по всему СНГ скандала о “латвийском белорусском шпионе”, после которого лишились постов большие чины во властных структурах. Короче, перечислять удачные расследования Романа нет никакого смысла, о них и так прекрасно известно.

Враги? Враги у него имеются. Но, как говорит Роман, нет врагов только у тех журналистов, которые обходятся без собственной позиции. Самарин не из таких. Что-что, а позиция у него имеется — причем по всем важным для города вопросам. С этой позицией можно спорить, можно не соглашаться, можно обвинять журналиста в стремлении сунуть нос во все городские кастрюли… Но статьи Романа Самарина в Даугавпилсе, как ни крути, все равно читают: на кухнях, в кабинетах, в транспорте — и взахлеб.

Война “потерянной” воде

В этом месте позвольте эмоциональное вступление завершить. Перейдем к фактам. Почему вице-мэр столицы Латгалии Олег Толмачев стал считать Романа Самарина своим личным врагом? И как дело зашло так далеко, что самые популярные в Даугавпилсе газеты вышли с пустыми белыми полосами, протестуя против того, что сами они называют попытками чиновников ограничить свободу слова?

“МК-Латвия” шаг за шагом проследила за скандальной историей, которую сегодня обсуждают повсюду и которая наверняка будет иметь громкое продолжение.

В то время, когда заваривалась эта каша, Роман Самарин работал главным редактором газеты “Динабург” (преемницы самой старой газеты Даугавпилса “Красное знамя”).

Но долго усидеть на одном месте, пусть даже это удобное редакторское кресло, у Романа никогда не получалось. Поэтому он не просто возглавлял редакцию, но и писал статьи. И, понятно, не мог пропустить мимо такую горячую тему по холодной “неучтенной воде”.

Напомню, что в прошлом году подобный порядок оплаты ввела Рижская дума. Домоуправления столицы обязали жителей расплачиваться не только за воду, которая была реально потреблена согласно показаниям квартирных счетчиков, но и за ту, что “потерялась”. Одним словом, Рижская дума, обслуживающие организации и жители-воры удобно устроились на шее честных горожан.

В Даугавпилсе пытались установить такой же порядок. Однако взбунтовались жители, а за ними и хваткий на всякое громкое дело Роман Самарин. Он не пожалел времени, чтобы лично обойти и обзвонить государственные учреждения, списаться с министерствами. Все ответы свидетельствовали, что Дума не имеет права заставлять горожан платить за услугу, которой они не получают.

Похоже, из этого-то коммунального семечка и выросла неприязнь между Олегом Толмачевым, который активно выступал за новый порядок водных расчетов, и Романом Самариным.

Загадочный визит

Роман опубликовал в газете “Динабург” несколько статей с острейшей критикой народного избранника. Последней каплей стало загадочное приключение пенсионера Анатолия Буленко.

В тот день старший по дому Анатолий Буленко пришел на прием к вице-мэру, чтобы получить документы о состоянии многоэтажки. В заявлении в полицию было сказано, что Толмачев дал пенсионеру часть бумаг, а потом по какой-то причине стал вырывать их обратно. Буленко свидетельствовал, что упал на пол, получив ссадины на лице и руке…

Этот эпизод был описан Романом Самариным в красках, ведь из мэрии испуганный староста дома рванул прямиком в газету. На машине пенсионера отвезли в полицию, а оттуда — в больницу, на медицинскую экспертизу.

Понятно, что такой инцидент замять сразу не удалось, и на вице-мэра было возбуждено уголовное дело. Но оно так и завершилось ничем. Следствие решило, что показания свидетелей еще не доказывают того, что в побоях виноват именно Олег Толмачев. Оказывается, “телесные повреждения были нанесены кем-то другим или нечаянно самим Анатолием Буленко”.

Уникальное заключение Даугавпилсской полиции сняло с Олега Толмачева все обвинения, но острая Романова статья в газете осталась — не вырубишь топором. И вице-мэр перешел в наступление.

6 + 9 = 3?

В своем иске против журналиста Олег Толмачев указал пятнадцать претензий. Вице-мэр подсчитал все с завидной тщательностью. По мнению Толмачева, за время газетных дебатов о порядке оплаты водных потерь он был шесть раз оболган, а девять раз публикации Романа Самарина затронули его честь и достоинство.

Во время суда кипели и шкварчали страсти. Заодно ко всему прочему Толмачев обвинял Самарина в попытках вымогательства, называл эпизод с Буленко подстроенным редакцией и утверждал, что остановить шустрого журналиста может только большая сумма иска.

Хотя сам господин Толмачев не выполнил Закона о прессе (который подразумевает, что обиженная сторона должна в первую очередь обращаться в редакцию с просьбой отозвать материалы и только затем отправляется в суд) иск вице-мэра был частично удовлетворен.

- Из пятнадцати пунктов обвинения осталось только три, - рассказывает “МК-Латвии” Роман Самарин, — среди них и эпизод с Анатолием Буленко.

Остальные двенадцать эпизодов в статьях Романа были признаны всего лишь острой критикой вице-мэра. За критику у нас в Латвии пока не судят, но в результате журналиста все равно обязали выплатить пострадавшему политику две тысячи латов.

Роман этого делать не собирается.

- Меня поддержали три городские газеты города, - рассказал он, — акция “Белая полоса” подтвердила, что в борьбе с чиновниками журналисты солидарны.

В ближайшее время Роман подаст апелляцию. Он намерен заручиться экспертным заключением членов Союза журналистов. Кстати, руководитель Союза — известный журналист Юрис Пайдерс, уже прокомментировал дело Самарина и Толмачева в том смысле, что “ситуация с цензурой в Даугавпилсе очень неоднозначная”. Пайдерс обещал, что на ближайшем заседании правление Союза журналистов ознакомится с обстоятельствами этого скандала. Но уже сейчас понятно, что дело — необычное, ведь впервые в Латвии одновременно несколько крупных газет вышли с пустыми полосами.

Все еще впереди

К сожалению, “МК-Латвии” не удалось связаться со вторым главным героем этой истории Олегом Толмачевым. По нашим сведениям, он находится в отпуске. Телефон господина Толмачева на звонки не отвечает.

Сторонам предстоит второй раунд. Многое теперь зависит от заключения Союза журналистов. Предсказать, как Юрис Пайдерс и его коллеги из правления союза оценят работу Романа Самарина, пока невозможно. На одной чаше весов — стремление репортера любой ценой защитить горожан, на другой — пути, избранные им для достижения этой цели.

- Сам я не сомневаюсь в том, что поступал правильно и пойду до конца, - обещает Самарин, — настоящая журналистика должна быть острой, иначе она перестает быть эффективной!

В завершение всего несколько слов. Если отбросить в сторону все денежные вопросы и детские обиды, которые позволяют себе наши политики, что же выходит? А выходит то, что Роман Самарин пока в победителях! Потому что жители Даугавпилса продолжают платить за воду согласно показаниям квартирных счетчиков. И кабалы новых платежей эти люди избежали потому, что не боялись спорить с чиновниками и не хотели бездумно покоряться тем, кто устроился удобно, а хотел — еще удобнее.

В Риге своего Романа не оказалось.

Из Решения суда (в сокращении)

  • Признать несоответствующими истине высказывания, затрагивающие честь и достоинство Олега Толмачева, содержащиеся в газете “Динабург Вестник” в статье от 15 февраля 2007 года “С холодной головы — на горячую!”: “…у Толмачева — каждый раз мимо унитаза течет! Уперся: не в кранике, говорит, дело!”

(Полный текст: "Мы и за счетчики заплатили, и за их регулярную проверку платим, краны советские на импортные поменяли, чтоб не мимо, а на тарелки текло — а он: “Сами счетчики неточные!” Так поставь, млин, точные! У всех точные… согласно всем нормативам сертифицированные, а у Толмачева — каждый раз мимо унитаза течет! Уперся: не в кранике, говорит, дело!" — прим. ред.)

  • Признать несоответствующими истине сведения, затрагивающие честь и достоинство Олега Толмачева, содержащиеся в газете “Динабург Вестник” в статьях от 1 марта 2007 года и 8 марта 2007 года "Прием у вице-мэра или битва за “секретные файлы” и “Билет в один конец”: “… А на днях буквально человеконенавистничество в гражданине Толмачеве проснулось — пенсионера-сердечника в кабинете мучил: инвалид еле живой до полиции добрел!”

Остальную часть иска Олега Толмачева отклонить.

Маргита СПРАНЦМАНЕ

“МК Латвия”

19.06.2008 , 10:27

"Динабург Вести"


Написать комментарий

Суть в том,что Рома считает себя гениальным журналистом, у котрого истина в последней инстанции. Толмачев не подарок, но Рома в данном случае не прав - он оскорбил человека. Ведь чиновник тоже человек. Критикуй, но не оскорбляй! Так что решеник суда справедливо. Не надо защищать неправое дело.

Пора Самарину кляп засунуть в натуре,как обоср..я ,так вонь поднял на всю республику.Интересно как он завоняет когда в действительности и по настоящему придется платить бабло за свои АФЕРНЫЕ дела.Вот тогда наш КОЗЛИК КЛОУН заблюёт..

А как запоешь ты Гоблин, когда в Окружном суде Толмач получит по темечку? То-то, дурачок. Таким как ты амельки да давиденки нужны, вот это для тебя чтиво. Твой уровень :))

Ник: Суть в том,что Рома считает себя гениальным журналистом, у котрого истина в последней инстанции. Толмачев не подарок, но Рома в данном случае не прав - он оскорбил человека. Ведь чиновник тоже человек. Критикуй, но не оскорбляй! Так что решеник суда справедливо. Не надо защищать неправое дело.

absolutno pravi vi,Nik,ja toze scitaju,cto Roman Samarin prosto ham,i resenie suda spravedlivo-nikto ne imeet prava oskorblatj celoveka,daze deputata,a u nas toljko lenivyj ne scitaet nuznim oblajatj deputatov nasej Dumi.Intereswno,cto bi sdelal etot izvestnij zurnalist,esli bi kto-to pisal o nem v takom duhe i takimi virazenijami.Na mena osobo "siljnoe" vpecatlenie proizvelo cto-to pro struju i unitaz...Da za takoe voodsce-to ranjse na duelj vizvali bi,a v nase vrema-mordu bi nabili.Irena.

Насчет того, что у Ромы есть чутье - абсолютно верно. Особенное чутье у него на "бабло". На символическую сумму он не реагирует, а если почуял что-то вроде полштуки латов - землю рыть будет! Так что, по любви Рома не отдается. Только за деньги!

Санта-Барбара отдыхает!

Уважаемые комментаторы.Для господина Самарина как журналиста действительно существует кляп. Это такое устройство в виде пачки баксов,стоит его засунуть в рот данному журналисту и сразу наступит гробовое молчание.Толмачёву надо было сделать такой кляп, не захотел.Вот и получил,что хотел.А вот Эйгим опробовал данное устройство и сразу в его адрес перестали писаться критические статьи.Из Риши, сразу стал другом Рихардом.Кто не верит может проверить

Написать комментарий