Латвийские зеки потребовали работу

Конституционный суд ЛР отменил положение, которое позволяло государству удерживать у работающих заключенных 50% зарплаты. Теперь они могут получать все заработанные деньги. Однако пока большая часть тех, кто находится в местах лишения свободы, вынуждены бездельничать, хотя готовы трудиться, пишет газета "Телеграф".

Как сказал начальник Управления мест заключения Висвалдис Пуките, здесь ждут предложений от бизнесменов, готовых воспользоваться столь специфической трудовой силой.

Пуките пояснил, что трудиться для заключенного — дело сугубо добровольное. Но, как правило, они не прочь поработать. Во-первых, это возможность сменить обстановку, выйдя из душной камеры, во-вторых, пообщаться с другими людьми, в третьих, заработать деньги. Да и день за делом проходит быстрее. Как правило, трудятся обитатели тюрем добросовестно, тем более что их рвение может стать существенным фактором для смягчения режима и последующего условно-досрочного освобождения. Цеха, где работают заключенные, функционируют, к примеру, в тюрьмах Браса, Гривас, Ильгюциемсской женской, Елгавской и Валмиерской. Здесь шьют одежду, производят бетонную плитку, осуществляют сварочные работы. В этом отношении показателен опыт Елгавской тюрьмы. Местный предприниматель при посредничестве Елгавской городской думы организовал в тюрьме сварочный цех, где сейчас уже работает 50 человек. Деньги на обучение будущих сварщиков были получены и из фондов ЕС. В результате лица, отбывающие наказание, получили весьма востребованную на воле профессию. А двое освободившихся теперь работают по специальности на фирме предпринимателя.

Неплохо работает и пошивочный цех в тюрьме Браса. Здесь шьют форменное обмундирование, в том числе и для латвийской армии. Даже случившийся весной пожар не повлиял на работу цеха. Сейчас до завершения ремонтных работ в производственном корпусе швейные машинки поставили в помещении спортзала.

Никаких налоговых скидок для бизнесменов, пожелавших организовать производство в тюрьме, нет. Однако они получают рабочую силу, которая постоянно находится на месте. Причем ее обучают за государственный счет. Работник не может загулять, уйти в запой и т.д. Мало того, платить ему можно гораздо меньше, чем такому же работнику на воле. Обычно заключенный зарабатывает от 70 до 150 латов в месяц. Все оборудование находится под надежной охраной, да и платить за аренду производственных помещений можно меньше, чем если бы предприниматель арендовывал цех аналогичной площади, размещенный в том же районе, но не за решеткой.

Конечно, тюрьма — это объект режимный, поэтому все привозимые материалы подвергаются тщательному досмотру. А то бывали случаи, когда в тюках ткани пытались проносить мобильные телефоны. В таком случае с предпринимателем может быть расторгнут договор без каких-либо компенсаций. И тогда все его инвестиции, вложенные в производство, пойдут прахом. Как правило, в тюрьмах открывают цеха по выпуску не слишком трудоемких изделий. Так, в Парлиелупской тюрьме заключенные шьют детские комбинезоны. Зарплата сдельная, что также выгодно для предпринимателя.

В соответствии с латвийским законодательством запрещается привлекать к труду только подследственных. В свою очередь осужденным такая возможность должна быть предоставлена. Они также имеют право и учиться, получая среднее образование, осваивать трудовые специальности. В прошлом году в Латвии дипломы о получении различных профессий получили 338 лиц, отбывающих наказание. Как и везде, 1 сентября новый учебный год начнется и в латвийских тюрьмах.

Однако возможность трудиться и получать зарплату у них есть не всегда. До недавнего времени у заключенных вообще не было никакого стимула трудиться. Ведь государство забирало у них в счет погашения издержек на содержание 50% зарплаты. Учитывая, что большинство из работающих за решеткой получают деньги в зависимости от выработки, получалось, что вкалывать за 20—40 латов в месяц никто не хотел. Сейчас положение изменилось, заключенные получают все заработанное. Средства перечисляются на персональный расчетный счет. Эти деньги могут идти на погашение гражданских исков потерпевших, он может отсылать их домой родственникам, а может на них отовариваться в тюремном магазине. Но здесь существуют определенные ограничения в зависимости от строгости режима заключенного. Порядок такой — в камеру приносят список имеющихся в продаже в магазине товаров, и люди делают заказы. Оплата происходит по безналичному расчету.

В тюрьмах есть возможность устроиться и в хозяйственную обслугу, к примеру, в пищеблок или убирать территорию. Здесь работники получают установленную в государстве минимальную зарплату — 160 латов в месяц, естественно, с вычетом всех налогов. Желающих хватает. Помимо высокой зарплаты привлекает возможность большей свободы перемещения.

“Мы всегда открыты к сотрудничеству с предпринимателями, — подвел итог беседы Висвалдис Пуките, — и готовы выслушать их бизнес-планы, подобрать соответствующие помещения, предоставить рабочую силу. Желающие могут обращаться как непосредственно ко мне, так и к моим заместителям, и к начальникам тюрем. Мы придем к взаимовыгодному решению”.

http://www.novonews.lv/news/2008/08/18/lat_gazety/043038.html


Написать комментарий