День одуревшего сурка LV

Ничего не меняется — кроме погоды на Лиго

Можно ли представить себе нечто более постоянное в Латвии, нежели проворовавшиеся чиновники, недалекий президент и стенания о происках восточного соседа? Поменяй только года: 1995, 2000, 2005, 2010… Да, еще все это происходит, как правило, летом. Тогда и скандалы как–то громче, и разгар политического сезона, и день оккупации тоже приходится на эту жаркую пору.

Энергичные люди

Конечно же, более всего в последние дни и недели в ЛР говорили о “деле Latvenergo”. Тоже новость с во–от такой бородой — из этой конторы преуспешно воровали еще в лихие 90–е. Странно даже, что нынешняя сумма, по данным KNAB, скромненькая — каких–то 1,13 миллиона евро.

Зато масштаб посадок впечатляет. Можно сказать, обезглавлен весь концерн. Отправленный за решетку президент Latvenergo Карлис Микелсонс, словно нарком 30–х годов, потянул целую серию арестов и задержаний. Хотя, с другой стороны, слепому не было видно — люди, в декларациях о доходах, которых, наряду с работой на казенном предприятии, значились другие фирмы и фирмочки, точно уж весь трудовой пыл родному Latvenergo не отдавали. А теперь, выходит, они оттуда еще и тырили совсем не по–детски. “Несуны” — называли таких во времена развитого социализма. И, кстати, тоже к стеночке могли поставить.

Теперь же остается заключать пари — когда окажутся на свободе Микельсонс, Мелько, Ливанович и прочие “энергетичные люди”, проходящие по этому делу. И какая сумма будет внесена в залог. Разумеется, речь идет о залоге официальном. Поскольку только злые языки и сторонники теории заговора могут предположить, что внезапный “электрический стул” был уготован тем, кто отказался по разным причинам помочь грядущим электоральным триумфам списка VienotIba. А что, как версия годится вполне. Заметим — и лихая замначальница KNAB Юта Стрике, не первый год опекаемая партиями, входящими в объединение, набирает очки по сравнению со своим неброским шефом Нормундом Вилнитисом. “Дело электриков” может иметь самое прямое отношение к происходящим разборкам в KNAB. А заодно, покажет бизнесюгам, кто в доме хозяин и с кем надлежит делиться.

Вся президентская стать

Под конец финальной (осенние пленарки не в счет — это уже самый разгар предвыборной кампании) сессии IX Cейма президент Валдис Затлерс обратился к парламентарием с посланием. То бишь послал депутатов далеко и сурово. И такие они, дескать, и сякие. Уронили престиж страны. А еще некоторые практикуют непозволительный популизм и критикуют Международный валютный фонд, который наша надежда и опора.

“Виноваты, исправимся!” — подумали при этом депутаты. И, осознавая, что, находясь на простреливаемом массмедиа пространстве, штрафная рота Сейма доползет до X созыва в сильно поредевшем составе, все же дала зарок. Ведь если они такие сволочи, то как же у них получилось избрать в 2007 году такого прекрасного В.Затлерса? А вдруг он просто маскируется и на самом деле тоже готовит то самое “разграбление государства”, в котором лидер обвинил парламент? Свят–свят–свят… Нет, об этом лучше даже не думать. Лучше просто дать В.Затлерсу весь набор его дополнительных полномочий, не дожидаясь, пока он придет на ул. Екаба с набором блестящих хирургических инструментов и не прикажет дать наркоз залу пленарных заседаний. Верховный главнокомандующий никак!

Ходи с русского козыря!

Зато в своей речи В.Затлерс ни разу не вспомнил об оккупации, хотя обращался к Сейму аккурат 17 июня. Наверное, потому как осенью ему в Москву лететь, а там 10 договоров подписания ждут. Неловко, понимаешь.

Подобное непочтение к системообразующим символам Латвии незамедлительно исправили Петерис Табунс и Юрис Добелис. Справедливости ради отметим, что “трибуны” TB/LNNK приступили к исполнению своей произвольной программы после того, как “откатал” свою обязательную часть  Владимир Бузаев из ЗаПЧЕЛ. Последние пленарные заседания летней сессии он буквально не сходил с трибуны, поражая коллег изысканным сочетанием ораторской техники и уместности своих речей. Видимо, хотел поставить абсолютный рекорд по частотности выступлений в Сейме. Ну, поставил. Приз — в студию! А что толку? И не во вред ли делу?

Так, именно 17 июня было избрано Владимиром Викторовичем для требования придать русскому языку статуса языка в самоуправлениях. Излишне было бы объяснять, какую реакцию это вызвало в латышской части депутатского корпуса. Несмотря на то что отдельные законодательные инициативы русскоязычных парламентариев воспринимаются коллегами вполне адекватно — 17 июня явно не было тем днем, когда стоило рваться на амбразуру. Ну и эффект предсказуемый. Теперь любые деловые предложения по этой части от лица фракции “Центр согласия”, чей мэр  Нил Ушаков вполне адекватно руководит столицей, будут восприниматься “в ключе” бузаевской инициативы. По крайней мере, в последний квартал существования IX Cейма.

Может ли Латвия иметь качественно иной парламент, правительство, президента? Это зависит от каждого избирателя. Кому–то нетрудно сдать на гражданство, потратив на это год, а для иного “в лом” дойти до избирательного участка. А задумаемся–ка на секундочку, что произойдет с Латвией, если, спрятавшись за широкой спиной бывшего генпрокурора Яниса Майзитиса (который, как говорят, уже почти согласился), VienotIba действительно наберет 40 процентов? Ведь в истории подобные прецеденты уже бывали. Правда, не в Латвии — западнее.


Написать комментарий