Заключенных хотят отправить на стройки судов

"Осужденный не является и не может быть традиционным субъектом трудового права", — констатирует Концепция трудоустройства заключенных, утвержденная на этой неделе на заседании Кабинета министров

Времена, когда на лагерных воротах писали: “Труд — дело чести, доблести и геройства”, давно канули в Лету. Сегодня места лишения свободы Латвии сидят без работы.

В конце 2009 года у коммерсантов (на бывших тюремных производствах) было задействовано 367 человек, в хозяйственной обслуге — 149. Таким образом, в местах лишения свободы существовало 516 рабочих мест на 6873 человека “контингента”. Для сравнения: в 2007 году было трудоустроено 1393 человека, или почти каждый пятый из числа заключенных и осужденных.

Наиболее распространены “отхожие промыслы” для тюрем открытого типа. Заключенные шьют форменную одежду для Национальных вооруженных сил, колют булыжник, вкалывают на пилораме, делают окна, занимаются производством рыболовных принадлежностей и металлообработкой. В общем–то минюст в своей концепции не обольщается насчет экономической выгоды тюремных производств: “Труду в местах заключения нужно служить ресоциализации заключенных и возвращению к жизни в обществе, а не получению прибыли…”

Это в годы массовых репрессий за колючей проволокой были мастеровитые крестьяне и головастые профессора. В XXI веке “осужденные в большинстве случаев являются малоквалифицированной рабочей силой и они обычно не подготовлены по необходимым для коммерсантов специальностям”.

Минимальная зарплата в тюрьме также может составлять до 50% от определенной государством — ведь зекам обеспечивается питание и проживание… Всего 100 латов в месяц за 8–часовой рабочий день. Впрочем, возможны доплаты 20 и даже 40% “ударникам”.

Министерство юстиции, в чьем ведении находятся места лишения свободы, предлагает задействовать их население в обслуживании… процесса посадки, а именно на обеспечении государственного АО “Агентство судебных домов”. Вопрос, конечно, интересный — будет ли воспитанный “по понятиям” арестант добросовестно трудиться в тех местах, где его, собственно, и отправили в тюрьму. На память приходит случай из социалистических времен, когда между Пурвциемсом и Тейкой строили крупный жилой комплекс для начальства МВД. На объекте работал “контингент”, стояли вышки, вокруг была колючая проволока. Но, несмотря на надзор, все равно в вентиляционную шахту замуровали дохлого кота.


Написать комментарий