Протест: плохому литовскому депутату танцы мешают

В литовском Сейме нарастает волна протеста против парламентариев, участвующих в развлекательных программах.

В литовском парламенте зарегистрирована необычная поправка к уставу. Социал-демократ Бируте Весайте предложила запретить депутатам участие в развлекательных программах – шоу, танцевальных проектах и т.п. Если эти поправки будут приняты, то депутатам можно будет выступать только в дискуссионных телепередачах.

“Участие депутатов в различных танцевальных телепроектах или в роли ведущих развлекательных программ не придает солидности ни им самим, ни парламенту, – говорится в предложении социал-демократа. – Надо разделять грань между работой на благо государства, ее граждан и развлечениями”.

Корреспондент обратился к вильнюсскому политологу Юрию Долинскому с вопросом: – Почему инициируется такой запрет? Ведь у нас тот же Владимир Жириновский и песни поет по телевизору, и в кино снимается, и в ток-шоу участвует, и это никак не мешает его политической деятельности, даже наоборот – таким способом он пиарится. У вас что – нетворческие депутаты завидуют саморекламе творческих?

- Ну, Жириновский явился на сцену из политики, и его участие в шоу и других проектах – всего лишь подспорье для политической рекламы, он просто реализует свой большой артистический талант. А у нас в Литве все получилось наоборот: у нас шоумены пришли в политику. На последних выборах в Сейм в 2008 году успешно выступила Партия народного возрождения, созданная известным в республике телеведущим Арунасом Валинскасом. В список он внес узнаваемые лица – своих товарищей, таких же шоуменов, телеведущих, в том числе жену Ингу Валинскене, популярную певицу. Судя по всему, эта партия возникла по воле политтехнологов, сумевших помочь традиционным “силам власти” поставить барьер оппозиции, которой прогнозировали успех. Но наши перипетии вас, наверное, мало волнуют, скажу лишь о результате: партия шоуменов, как ее теперь называют, набрала 15% голосов и заняла второе место. Ее лидер стал спикером. Но в законодательном творчестве провалилась, развалилась на две фракции, Валинскаса сняли с поста, и теперь рейтинг шоуменов во власти не достигает 0,5%. Зато они как выступали на сцене, так и выступают, вовлекая в развлекательные проекты коллег по парламенту.

- Ну, в конце концов, что ж тут плохого? Если уж избиратели попались на удочку политтехнологов, то пусть хотя бы поразвлекаются, пока не исправили свою ошибку на следующих выборах.

- Нет, это не безобидно. Законодательная деятельность как бы подменена сценической. Катастрофически упал авторитет парламента, это одна из самых непопулярных государственных структур в Литве. Валинскас теперь – аутсайдер рейтингов. Конечно, непопулярность Сейма связана с ошибками власти, с кризисом, но к тому же когда люди видят, как политики, которым они доверились, вместо работы в парламенте танцуют и поют песни, возникает ощущение пира во время чумы. Или уточним: ощущение пиара во время чумы. Шоумены привнесли в работу парламента негодные приемы, оскорбительные в том числе и для соседей Литвы. Валинскас как-то заявил, что российским звездам, выступающим в Литве, “гонорары выплачиваются из определенного фонда, их оплачивает российское правительство”. Таким образом, он выступил с русофобским пропагандистским заявлением – именно так говорят самые радикальные представители антироссийских сил в Литве, уверяя, будто популярность российских исполнителей в республике – это результат враждебных действий Кремля, стремящегося подавить литовскую культуру. Они с ума сходят от того, что, например, летом в Паланге повсюду слышат песни на русском языке. Ну что тут скажешь? На днях в Вильнюсе в многотысячном зале при полном аншлаге и овациях выступал Александр Малинин. При чем тут Кремль?

- Может быть, свою реплику Валинскас произнес из-за страха конкуренции? Зато, наверное, оживил работу парламента…

- Он выступает как депутат, но словно не чувствует разницы между политической и эстрадной сценой. До участия в политике был известен как любитель шуток, иногда удачных, иногда нет. Однажды неловко пошутил, сообщив на массовом мероприятии, что где-то заложена бомба, и ему присудили штраф в 10 тысяч литов – около 3 тысяч евро. Так он наменял монет по одному-два цента и прикатил деньги в большой тележке, и вся Литва хохотала, когда судебные приставы были вынуждены считать их целый день. Но в Сейме его шутки неудачны и оскорбительны. Например, в ответ на критику со стороны президента Дали Грибаускайте, он назвал ее “уязвленной бабой”. А когда коллеги стали его ругать за оскорбление, во всеуслышание заявил: “Извините, я ошибался. Президент – не баба. Простите, что думал иначе”. И таким образом усугубил предыдущую грубость, намекнув на особенности жесткого характера и поведения главы республики, у которой, между прочим, высший рейтинг в Литве…

- И все же, разве депутат не имеет права пиариться так, как считает нужным, в том числе с помощью шоу? Или в Литве нет демократии?

- При чем тут демократия? Между прочим, стало известно, что для участия в шоу некоторые наши депутаты-шоумены подписывали документы, похожие на трудовые договоры: предусмотрены даже штрафы за пропуск мероприятий. И по словам инициатора запрета на шоуменство в политике, серьезные ограничения существуют в Эстонии, Латвии, Греции, Италии, Испании. Там депутаты имеют право заниматься вне стен парламента научной, творческой и педагогической деятельностью. В парламенте Израиля и некоторых других стран участие в шоу категорически запрещено.

Ну, а в принципе, сами же, наверное, понимаете: если депутаты больше внимания уделяют танцам и песням, то какие они законодатели? Поэтому партию Валинскаса и прозвали “партией шоуменов”.


Написать комментарий