Еврейский вопрос

Четырехкратно награжденную на фестивале «Кинотавр» авантюрную комедию режиссера Павла Лунгина «Бедные родственники» с 14 октября можно будет посмотреть в кинотеатре «Дайле».


Павел Лунгин из года в год снимает фильмы о русском характере и его составляющих. Он уже поведал миру об особенностях национального бракосочетания («Свадьба») и о свойствах российского бизнеса («Олигарх»). Теперь же речь пойдет о еврейском вопросе, который для русских был всегда особенно острым. Режиссер сознает, что его детище вызывает неоднозначную реакцию.

- Я понимаю, что, снимая картину, шел по тонкому льду, – признается Павел Лунгин. – Что будут обижены люди и справа, и слева. Но у нас не было цели обижать кого бы то ни было. Главное, что я хотел сказать, – что мир, в котором люди находят себе близких, прекрасен и что одиночество разрушает душу. В России всю жизнь пытались понять: евреи – это такие же люди, как и все, или особенные? Я показал, что евреи, в сущности, такие же люди. Есть среди них и толстенькие, и низенькие, есть высокие, есть пьющие, а есть не очень. Я сам пытаюсь осмыслить, кто я – еврей или русский. Если еврей, то почему я живу в России, пью водку и под нее ж до шести утра веду бессмысленные разговоры?

Сценарий «Бедных родственников» был написан Геннадием Островским.

- К этой работе меня подтолкнуло электронное письмо, плавающее в интернете, будто бутылка с призывом о помощи, выброшенная в океан с тонущего корабля, – рассказывает он. – В этом письме некий восьмидесятидвухлетний господин Островский, живущий в южноафриканском городе Йоханнесбурге, разыскивал Островских, выехавших из Сосновки в 1906 году: Дору, Иосифа и дядю Мотла. Письмо заканчивалось фразой: «Я здесь совсем один!»

Примечательно, что помимо режиссера-еврея картину делали еврей-сценарист и евреи-актеры – Леонид Каневский, Мария Голуб, а также очаровательная 95-летняя Эстер Гуетен, эмигрантка из России, которую Лунгин нашел в Париже. Единственным известным славянином в проекте оказался Сергей Гармаш. Он как раз и играл роль еврея – пьяницы-бузотера, который говорил в камеру ключевую фразу фильма: «Есть евреи, а есть жиды».

Эдик Летов в исполнении Константина Хабенского – собирательный образ героев Бабеля и Шолом Алейхема. Не обошлось, конечно же, без Остапа Бендера (который, как известно, сын лейтенанта Шмидта) и еврея Кроликова из фильма «Ширли-мырли». Этот пронырливый типчик в гавайской рубашке и крокодиловых ботинках придумал себе маленький, но весьма прибыльный бизнес. За солидное вознаграждение он помогает богатым иностранцам найти родственников на территории бывшего СССР. Получается такая симпатичная альтернатива передаче «Жди меня». Если же родственник (как это бывает чаще всего) не находится, Эдик подыскивает ему подходящую замену среди местного населения, и за вполне умеренную плату. В результате те, кто пребывает в счастливом неведении, довольны и счастливы. Те же, кто узнает про Эдиковы махинации, грозят ему скорой расправой. Но это они зря: Эдик, конечно, мошенник, но хороший, добрый мошенник, помогающий воссоединиться одиноким душам…

Во французский прокат фильм выйдет под названием «Семья на продажу». И это действительно тот самый случай, про который говорят: «Потеряно при переводе». Потому что в оригинальном названии чувствуется и жалость, и ирония, и любовь. А это как раз те чувства, которые испытывают абсолютно все категории зрителей – старые, молодые, худые, толстые, евреи и почти что евреи. А о торговле в русском названии, заметьте, ни слова.

- Это комедия абсурда, – подводит итог Павел Лунгин. – По-моему, самое комичное в нашей жизни то, что мы вопреки всему любим друг друга. Нас пронизывает абсурдное, избыточное, в общем-то ненужное чувство любви и тепла к окружающим, совершенно чужим нам людям. И все комедийные коллизии фильма основываются на том, что люди все равно хотят быть вместе, они хотят считать друг друга родственниками.

13.10.2005 , 11:06

chas-daily.com


Написать комментарий