Уезжают и умирают

Рынок рабочей силы ждет серьезный кризис

Буквально накануне вступления Латвии в ЕС сантехник, пришедший ко мне чинить
текущий кран, сетовал на ЕС. “Вот, мол, приедут сюда всякие, готовые горбатиться
за гроши, и лишусь я работы”, — переживал мужичок, меняя прокладку. Оказалось,
зря переживал — местные сантехники и строители ринулись на заработки в открытую
Европу, а наши работодатели чешут затылки, думая, где бы найти не только
высоко-, но и низкоквалифицированную рабсилу.



Неофициальный отъезд
По данным официальной статистики, за год Латвию покинули только 1 тыс. человек. Сколько народу схлынуло в Ирландию и иже с ней неофициально — вопрос открытый. Эксперты называют цифру в 50 тыс. человек. Экономисты не предсказывают изменений ситуации в положительную сторону еще несколько лет. И тому есть две важные причины. Миграция плюс демографическая ситуация.
Как рассказывает старший аналитик Hansabanka Лиене Куле, в 1992 году численность населения Латвии резко упала. “Это, скорее всего, связано с тем, что после распада Советского Союза многие, в основном русские, просто уехали. Причем не в западном, а в восточном направлении. Сейчас число жителей сокращается ежегодно, и связано это с тем, что смертность у нас выше рождаемости”, — рассуждает Куле.


Кто будет работать через 5-10 лет?
В 1980-е годы в Латвии рожали охотно и много. Тогдашние младенцы — это как раз те молодые люди, которые сейчас заканчивают школы и вузы. Начиная с 1990 года население Латвии постоянно сокращается где-то на 1%, и к 1 января 2005 года число жителей снизилось почти на 15%.
Если посмотреть их возраст, то дети до 15 лет составляют всего 15% от общего населения. “Это значит, что через пять лет мы столкнемся с серьезными проблемами, решать которые будет уже поздно. Их надо решать сейчас, на государственном уровне, и правительству необходимо отнестись очень серьезно к сложившейся ситуации”, — уверена аналитик.
Вторая проблема — растет число людей, эмигрирующих из Латвии. Причем в этом жители Латвии не одиноки — бросают свою страну в поисках лучшей жизни и эстонцы, и литовцы.
В Hansabanka прогнозируют, что в 2020-м в Латвии будет жить 2,13 млн. жителей (на 8% меньше, чем в 2004 г.). А вот число работоспособных людей снизится на 10%. Это не учитывая миграцию. Если принять во внимание всех “спридитисов”, покидающих Латвию в поисках счастья, количество жителей нашей страны к 2020 году может упасть до 2,06 миллиона, а число рабочих рук — сократиться на 15%.


Головы вместо рук
Возникает логичный вопрос: что делать? Можно было бы увеличить удельный вес работоспособных жителей, то есть заставить работать детей, стариков и деклассированный элемент. Однако на практике реальный прирост рабочей силы будет ничтожен.
Второе решение — повысить вознаграждение за труд. Увеличение зарплат наблюдается уже сейчас, однако повышать их бесконечно невозможно. В конце концов доходы должны соответствовать реальной производительности труда, которая в Латвии оставляет желать лучшего.
Еще один вариант — “импортировать” рабочие руки из России, Белоруссии, Молдавии или с Украины, где условия труда и доходы еще хуже, чем у нас. Некоторые, кстати, это уже делают. Правда, не факт, что удастся найти необходимых специалистов — это раз. И второе — уж больно жестки условия трудоустройства граждан третьих стран на территории ЕС.
Что, по мнению Hansabanka, может принести реальные плоды, так это повышение производительности труда и переквалификация рабочей силы. Лиене Куле объясняет, что теоретически дефицит рабочей силы можно компенсировать повышением производительности труда. Однако в Латвии большую часть добавочной стоимости делают те трудоемкие отрасли, где занята малоквалифицированная рабочая сила. Поэтому, считает Куле, у нас должен произойти переход с трудоемкой экономики в наукоемкую. Вроде как все должны больше работать головой, а не руками. Кроме того, необходимо обеспечить лучшее образование и возможность повышения квалификации для работников.

03.11.2005 , 10:07

Телеграф


Написать комментарий