60 лет в церковном хоре 3

Несмотря на свои без малого 80 лет, эта невысокого роста седовласая женщина, в судьбе которой было столько потрясений, лишений и потерь, сохранила светлый взгляд на происходящее. Она всегда подвижна, деятельна, рассудительна. А еще Любовь Петровна Попкович интереснейший собеседник – перебирая старинные фотографии, которые она бережно хранит, готова часами рассказывать об улицах и скверах Даугавпилса. О многих зданиях и жилых домах она может припомнить какую-то интересную деталь или событие, с ним связанное...

История под боком

Ее жизнь непостижимым образом связана с нынешней улицей Саулес (тогда Петроградской) – новорожденную Любочку родители крестили в православной церкви Александра Невского, и долгие-долгие годы она с родителями жила на этой улице, знает здесь каждый дом. Поэтому по центру города ходить с ней очень интересно.
— Здесь, в районе пересечения нынешних улиц Имантас и Гимназияс, я часто бывала с родителями, — вспоминает Любовь Петровна, — приходили в овощной магазин, где продавались диковинные по тем временам мандарины, фиги; неподалеку стоял двухэтажный дом (он есть и сейчас), на 2-м этаже которого собиралось русское общество на праздничные вечера, а на первом этаже располагалась частная библиотека Падежина, куда я часто приходила за книгами для себя и других домашних. В детской памяти отпечаталось и самое яркое – здесь был знаменитый цветочный магазин, куда я прибегала в предрождественские дни, чтобы полюбоваться на чудесные, благоухающие белые ландыши, продававшиеся в вазончиках, а еще истинное восхищение вызывали ветки живой белой сирени.
— Чуть дальше, на пересечении нынешних улиц Кр. Валдемара и Гимназияс стояла русская школа. — Любовь Петровна подводит меня к красивому особняку с лепными украшениями под самой крышей. Выглядит отреставрированное здание прекрасно, его украшает сегодня памятная табличка в честь Пилсудского. — А я проучилась здесь, — продолжает свой рассказ моя собеседница, — до третьего класса. После уроков, зимой, не раз бегала на каток, который, кстати, обустраивал для горожан мой отец. Каток назывался «Диск» и располагался он примерно между улицами 5 Августа и Театра. А летом бывала, если родители брали с собой, на городском бульваре. Его еще называли «Тарелочка», так как тут был установлен фонтан, состоящий из четырех круглых тарелочек, по которым непрерывно бежала, журча, вода-водопад. Впрочем, здесь и сейчас есть фонтанчик с парковой скульптурой. А рядом, в нескольких шагах, начинались церковные владения. Здесь, среди зелени и душистых кустов сирени, стояла красивая церковь Александра Невского.

Хористы собирались тайно

Это как будто о ней знаменитые блоковские строки: «Девушка пела в церковном хоре…» Ее мама, Надежда Васильевна, была человеком религиозным, работала медсестрой, пела в церкви. Люба ходила на службу в церковь Александра Невского вместе с ней, а в хоре стала петь примерно с 12-летнего возраста. Положив перед собой фотографию этой прекрасной, еще не взорванной церкви, она вспоминает:
— Справа, смотрите, виден двухэтажный дом, где жил священник. Здесь мы, хористы, традиционно собирались, разучивали новые произведения духовной музыки, репетировали старые, готовили певческие программы к престольным праздникам. Во времена, когда регентом был Иван Кононович Котовский, преподававший также и в медучилище, ставили даже спектакль-оперу «Евгений Онегин». Успех был большой! Я там тоже пела в хоре: «Девицы-красавицы, пойдем по ягоды…» Была, хорошо помню это время, также прекрасным регентом жена настоятеля Александра Невской церкви отца Саввы (Трубицина), матушка Наталья Александровна. В хоре у нее тогда пели и две ее дочери. Хористы собирались у матушки, в доме священника, во все престольные праздники, — если бы вы слышали какие прекрасные, сложные произведения мы тогда знали и исполняли! Не раз выступали и с духовными концертами, в которых принимали участие хористы — старообрядцы и католики.
— В советское время все это было запрещено. Петь мы собирались тайно, ведь напротив стояло здание Народного дома, из окон которого все хорошо просматривалось. На фото, смотрите, слева, как раз напротив фонарного столба, оставляли открытой калитку. И мы, певчие, по одному и в разное время заходили в нее, как бы в частный дом, а потом за кустами пробирались в дом священника…
Как раз в этом году Любовь Петровна отмечает своеобразный юбилей – исполнилось ровно 60 лет, как она поет в церкви. До сих пор ее голос звучит в хоре Борисо-Глебского кафедрального собора на многих службах – ежедневных, воскресных, в престольные праздники.
— Только вера и высокое духовное пение, — говорит она, — спасли меня в войну, под бомбежками, давали мне силы жить, когда из всей своей семьи я осталась одна…

Р.S. Нашей многолетней подписчице и коренной даугавпилчанке Любови Петровне Попкович редакция газеты «Динабург вестник» подарила годовую подписку и вручила памятный подарок.

03.11.2005 , 16:15

Татьяна ЗАХАРЧУК


Написать комментарий

Любовь Петровна Попкович это для меня очень интересная женщина. Прежде всем поэтому, что я тоже Попкович. Я живу в Польши и ищу всех следов моей фамилии. Можете мне помощ навязать с Нею контакть? Мой адрес: br.popkowicz@valmont-eu.com

Удивительно! Мою маму звалм точно так же - Любовь Петровна Попкович.

Удивительно! Мою маму звалм точно так же - Любовь Петровна Попкович. Пётр

тепер мoй aдрес
b.popkowicz@wp.pl

Написать комментарий