Лесная промышленность подсчитала потери

Латвийский экспорт пострадал от стихии

Самая “экспортная” отрасль Латвии — лесозаготовки и деревообработка — в уходящем году перенесла один из сложнейших периодов в своем развитии. В январе 2005-го над страной промчался сильнейший ураган, который весьма значительно повлиял на развитие лесной промышленности республики. Впрочем, год запомнится и несколькими значительными инвестиционными проектами.



Ураганные итоги



В так называемом лесном секторе Латвии одним из главных событий этого года стала январская буря. Стихия повалила много леса, внесла коррективы в цены на лесоматериалы, а также отразилась на инвестиционной активности отрасли. Напомним, что в результате бури было повалено 7,3 млн. кубометров древесины, которую требовалось убрать в максимально короткие сроки, чтобы не увеличились популяции насекомых, способных нанести вред лесу. Спустя почти год можно констатировать: с последствиями бури наши лесозаготовители и лесопромышленники справились хорошо.

По данным Государственной службы леса, на 1 октября нынешнего года было вырублено 5,18 млн. кубометров древесины, то есть около 70% всей поваленной.

ЦИФРА:

1млрд.
USD


может достигнуть объем экспорта древесины и изделий из нее уже в наступающем году. Если, конечно, опять не случится какое-нибудь стихийное бедствие.


В том числе в частных лесах на заготовку отправлено 2,97 млн. кубометров древесины, или 67% от леса, пострадавшего в результате урагана. В государственных лесах вырублено 2,21 млн. кубометров, то есть 73% поваленного леса. Разрешения на рубку не были выбраны на 1,46 млн. кубометров древесины, а реально осталось лежать приблизительно 2,27 млн. кубометров поваленного леса.

Безвозвратные
потери



В Государственной службе леса утверждают, что эти цифры свидетельствуют об одном: все, кто мог и хотел, уже произвели заготовки поваленной древесины. Оставшийся в лесу валежник не убран отнюдь не по вине собственников леса, а по вполне объективным причинам, связанным с природоохранными и экономическими соображениями.

Во-первых, часть поваленного леса находилась на территории заповедников, заказников и т.п., а оттуда лес предприниматели не вывозили.

Во-вторых, вывоз поваленного леса не всегда экономически целесообразен. Если принадлежащий частнику небольшой участок, на котором повален лес, находится в стороне от дорог и до него трудно добраться, то собственник может вообще не знать об ущербе, нанесенном бурей. А если даже и знает, то пилить эти деревья невыгодно, так как доставить их на продажу нереально.

Прибыль,
унесенная ветром



На эффективности ликвидации последствий бури повлиял также недостаток техники и рабочих рук. В Латвийской ассоциации частных лесов отмечают, что эти ресурсы были направлены в Швецию, которой январская буря нанесла гораздо более ощутимый ущерб. Впрочем, в этой же ассоциации не очень верят в цифры, предоставленные Государственной службой леса. Но других официальных данных о влиянии бури на лесное хозяйство Латвии никто предоставить не в состоянии.

В результате бури на рынке древесины по ряду позиций наметилось заметное перенасыщение, отчего цены поползли вниз. Насколько существенно это сказалось на лесном секторе? Трудно говорить обо всех участниках отрасли, но некоторые компании пострадали ощутимо. Например, управляющее государственными лесами предприятие Latvijas Valsts mezi еще летом снизило прогнозы по обороту и прибыли в нынешнем году. По сравнению с изначальными прогнозами ожидается, что оборот Latvijas Valsts mezi в 2005 году будет на 13,2% меньше и составит 62 млн. Ls, а прибыль сократится на 46% и достигнет “только” 14,3 млн. Ls.

Испорченная
статистика



На этом фоне экспорт лесоматериалов в 2005-м растет не так стремительно, как год назад. За январь—октябрь 2005-го экспорт древесины и изделий из нее составил 675 млн. Ls, что на 5,8% больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Для сравнения: в 2004-м экспорт лесного сектора вырос намного значительнее — на 11%.

Что же изменилось в этом году? Главными статьями латвийского лесного экспорта по-прежнему остаются пиломатериалы (37,4%) и круглая древесина (12,7%). Экспорт пиломатериалов за январь—октябрь 2005-м не вырос, как в предыдущем году, а снизился на 1,4%. Прирост вывоза кругляка по сравнению с предыдущим годом тоже выглядит неутешительно: в 2005-м экспорт по этой статье увеличился на 2,8%, тогда как в 2004-м — на 37,3%.

В общем, на экспорте древесины буря отразилась все же очень заметно.

ПРОЕКТЫ:


Помимо бури в 2005 г. в сфере деревообработки было и немало хороших новостей. В первую очередь речь идет о крупных инвестиционных проектах.


- В ноябре 2005 г. стало известно о том, что новый собственник деревообрабатывающего предприятия Bolder

28.12.2005 , 10:05

Телеграф


Написать комментарий