Покер на коммунальной кухне

Европейский союз и Россия живут в одной коммуналке. Как часто водится, отношения между соседями, мягко говоря, не простые. Представим, что вечерами они коротают время, играя в энергетический покер.

Покер – игра психологическая, здесь может выиграть не тот, у кого карта сильнее, а тот, у кого нервы крепче. А для этого надо блефовать. Чем стороны активно и занимаются.

В последнее время стороны стараются показать, что у них есть альтернатива: у России – куда продавать свой газ помимо Европы, а европейцы, что они могут обойтись и без российского газа.

Однако трудно блефовать, когда игроки видят карты друг друга. 31% газа, 26% угля и 32% нефти от необходимого Европе количества поставляет Россия. Для ряда стран ЕС, таких как Финляндия, Балтийские страны и Болгария, зависимость от российского газа почти стопроцентная.

Россия, в свою очередь, зависит от поставок в Европу. 70% российского энергетического экспорта идет именно туда. А почти половина доходов российского бюджета составляют доходы от продажи энергоресурсов.

Поле маневра для европейцев очень ограничено. Они хотят, чтобы топливо было дешевым и экологически чистым. Натуральный газ отвечает этим критериям. Попытка радикально отказаться от российского газа приведет к необходимости платить больше и использовать с экологической точки зрения более грязные или опасные технологии.

От грязной угольной энергетики только недавно ушли. После катастрофы в Фукусиме Германия начала закрывать все свои атомные электростанции. Из-за этого в ближайшие годы потребление газа в Европе только вырастет.

Радикально не решат вопрос в ближайшем будущем и альтернативные виды энергетики. Даже при лучшем раскладе они к 2020 году составят только пятую часть энергетики ЕС.

Если газ так незаменим в ближайшие годы, то установить независимость можно, только установив альтернативные поставки газа.

Кроме России газ в Европу поставляют Алжир и Норвегия, но их возможности не позволяют радикально увеличить добычу, поэтому надо искать нового поставщика, который мог бы если не заменить Россию, то по крайней мере заместить часть ее поставок.

Единственным альтернативным вариантом может стать так называемый «Южный коридор». Потенциальные поставщики газа в этом проекте: Туркмения, Азербайджан, Иран и Ирак. Набор кандидатов, мягко говоря, проблемный.

Для того чтобы наладить с ними стратегическое сотрудничество, надо забыть, что Европейский союз критиковал авторитарные режимы в Туркмении и Азербайджане за нарушения прав человека, надо помириться с Ираном, на который европейцы сами наложили санкции и очень, очень сильно верить в завершение анархии в Ираке.

Стоимость блефа, то есть строительства газопровода, около 45 миллиардов, а гарантий стабильных поставок – нет.

Остаются дорогие источники вроде поставок сжиженного газа. Однако здесь есть одна проблема. Европейцы не хотят любой газ, они хотят дешевый газ. Самый дешевый газ – газопроводный из России. Почти весь сжиженный газ из Катара и США забирает Азия. Там дефицит энергоресурсов. Из-за него азиаты готовы платить в полтора раза больше. Поэтому большая  часть газа уходит именно туда.

Может ли Европа получить его? Да, может, но тогда надо согласиться платить за него больше, чем Азия. На такие жертвы европейцы пойти не готовы. Повышение цен на газ – это повышение себестоимости продукции, а следовательно, снизится конкурентоспособность европейских предприятий. Да и жители за рост тарифов на коммуналку своим политикам «спасибо» не скажут.

Есть еще проблема – США пока не дает гарантий, что продаст сжиженный газ Европе. Гарантированные поставки газа предусмотрены в проекте Трансатлантического договора, сложные переговоры по которому идут между США и ЕС. Однако даже если договор будет подписан, он не гарантирует европейцам низких цен.

Россия тоже пытается показать европейцам, что на них свет клином не сошелся и что ее газ охотно возьмет Китай. По трубопроводу «Сила Сибири» пойдет газ из новых месторождений, которые не идут на европейский рынок. Это не альтернатива европейским поставкам.

Другой газопровод – «Алтай», соглашение о строительстве которого было подписано в мае, действительно идет из месторождений, которые поставляют газ в Европу и поставкам в Европу появляется альтернатива. 

Строительство этого газопровода было важно для россиян, но не очень важно для Китая. Западные районы Китая, куда пойдет «Алтай», обильно снабжаются дешевым газом из Туркмении. То есть россияне будут продавать газ по цене дешевле, чем они продают Европе. То есть эти траты на строительство газопровода (если таковой начнут строить), скорее политические, чем экономические.

Одним словом, обе стороны блефуют. На самом деле россияне вовсе не хотят за бесценок продавать газ китайцам и зависеть только от их благоволения, а европейцы вовсе не хотят покупать газ втридорога только из принципа, чтобы не покупать его в России.

Обе стороны, несмотря на гневную риторику, продолжают сотрудничество на будущее. Доказательством тому заключенное недавно соглашение между Газпромом и рядом европейских энергетических компаний о строительстве газопровода Nord Stream – 2 в Германию. Серьезные компании никогда не стали бы заключать соглашения, если бы были уверены в том, что поставки российского газа в Европу будут существенно уменьшены. А значит, делалось это не без ведома правительства Германии – главного центра силы в ЕС. Главная цель – это обеспечить стабильные поставки газа для немецкой экономики и сделать транзит газа в Европу политически предсказуемым, так как это уменьшит значение рисковой переменной – Украины. А это одна из целей общей энергетической политики ЕС, которую сейчас усиленно конструируют в ЕС.

Все гигантские затраты на блеф только от недоверия. Если бы между Европой и Россией установились нормальные отношения – выиграли бы все. А пока этого не произошло, блеф в этом энергетическом покере продолжится, а его издержки оплатят налогоплательщики.

Андрей МАМЫКИН, депутат Европарламента, специально для «МК-Латвии»


Написать комментарий