Ояр Кехрис: «Для борьбы с ростом цен должен быть создан специальный комитет»

Один из ведущих экономистов страны предлагает не пускать политиков в экономику

Какие риски грозят экономике Латвии и как их можно снизить, Телеграфу рассказал президент общественной организации Ekonomistu apvieniba 2010 Ояр КЕХРИС.



Крах отдельной отрасли



— Когда стремительный рост ВВП скажется на реальных доходах населения? То есть — когда макроэкономические достижения отразятся на микроуровне?

— Здесь есть несколько аспектов. Люди — они ведь разные и имеют разный уровень доходов. Тем не менее, думаю, многие согласились бы — чем дальше мы уходим от плановой экономики, тем более широкий набор возможностей открывается перед жителями Латвии. Но ведь в любом, даже самом преуспевающем государстве можно найти людей, недовольных своим благосостоянием.

Кроме того, статистика потребления показывает, что с каждым годом жители Латвии покупают все больше и больше. По-моему, это свидетельствует о росте благосостояния. Хотя нельзя отрицать, что многие люди по-прежнему имеют недостаточные доходы.

— Но вы говорили о нескольких аспектах…

— Да, Латвия действительно демонстрирует высокий темп роста ВВП. В это же время на протяжении 17 месяцев Латвия отличается самой высокой инфляцией в ЕС. А что такое инфляция? Это снижение доходов людей, их реальной заработной платы. Зачастую бывает так, что рост цен опережает рост заработной платы: то есть сначала цены идут вверх, а только некоторое время спустя повышаются зарплаты. Если эта спираль продолжает раскручиваться длительное время, то наступает перегрев экономики. В какой-то момент в каком-то из секторов экономики может начаться стагнация, и он станет неконкурентоспособным.

Сейчас у нас во многих секторах имеется достаточный резерв, поскольку в Латвии все еще сравнительно недорогая рабочая сила. Но ситуация может измениться весьма стремительно. Если квалификация и производительность труда работников не станут увеличиваться, то в некоторых отраслях может наблюдаться экономический крах.

Недвижимость
вместо акций



— Какие еще проблемы связаны с ростом инфляции?

— Людей, которые живут от зарплаты до зарплаты, инфляция делает беднее. Но есть же и люди, которые не тратят сразу все заработанные деньги.

У них возникает другая проблема — что делать со сбережениями. Просто так, под матрасом, деньги копить невыгодно, так как инфляция их обесценивает. В банке их тоже держать невыгодно, поскольку сейчас в условиях высокой инфляции проценты по депозитам слишком низки. У людей возникает вопрос: куда вложить свои накопления? Первое, что приходит в голову, — недвижимость и золото.

— А как же акции?

— Думаю, что на акции как способ вложения капитала у нас люди смотрят с большим подозрением. Все это — из-за негативного опыта, полученного в 90-е годы, когда многие обожглись на Banka Baltija и других пирамидах. Возможно, в будущем интерес к ним возродится. А сейчас население обращает внимание на более консервативные способы сбережения. И прежде всего — на недвижимость. Многие покупают новые квартиры не для того, чтобы жить в них, а для перепродажи в будущем. До поры до времени это нормально, но такая ситуация не может длиться вечно.

Некоторые думают, что ростом цен на квартиры можно воспользоваться для обогащения: берут кредит и покупают квартиру в надежде через некоторое время ее перепродать и остаться с большой прибылью. Но ведь рыночная экономика развивается волнообразно. В какой-то момент кредитные выплаты могут повыситься, купившему квартиру за кредитные средства придется отдавать банку более крупные суммы, придется продать квартиру, а банки при этом также начнут распродавать свои портфели, недвижимость.

Вот так и может начаться кризис. В этом-то и опасность — в переоценке недвижимости. Ибо рано или поздно этот пузырь все равно лопнет. Тогда пострадают многие люди, которые могут потерять не только деньги, но и квартиру, если последняя заложена в банке.

Спекулянты
не проиграют



— Ну, о возможном крахе рынка недвижимости и его перегреве различные эксперты и Банк Латвии напоминают чуть ли не раз в квартал. А кризиса как не было, так и нет. Почему вы говорите об этом именно сейчас, неужели вам известен срок наступления кризиса?

— Банк Латвии в этом смысле действует абсолютно правильно. Раньше ни у кого не хватило смелости предупредить людей о финансовых пирамидах. Если бы кто-то точно знал срок наступления кризиса рынка недвижимости, то он мог бы спокойно стать миллионером.

Кстати, крупные спекулянты следят за рынком очень внимательно и всегда выходят из кризисов с минимальными потерями. Очевидно только одно: сейчас цены на недвижимость в некоторых районах Латвии превышают аналогичные цены в столицах Европы. Рано или поздно они рухнут.

— Какие события могут спровоцировать кризис на рынке недвижимости?

— Латвия — страна с маленькой и открытой экономикой. Последнее означает, что мы серьезно зависим от экспорта и импорта.

Второе — у нас фиксированный валютный курс, лат привязан к евро. Для такой экономики причиной внутренних финансовых или экономических кризисов могут стать какие-то внешние процессы. Например, в Финляндии кризис случился вследствие распада СССР. Тогда в Финляндии полностью рухнул и рынок недвижимости. Банковский кризис в России в 1998 году затронул и Латвию. Но сейчас, возможно, гораздо пристальнее нам следует следить не за тем, что творится на Востоке, а за процессами, происходящими в Европе.

В западно-европейских странах экономика растет все медленнее, а люди привыкли к высокому уровню жизни и стабильным социальным гарантиям. И не ясно, смогут ли правительства с этим справиться. Если там случится какой-то шок, то наша близкая к перегреву экономика может не выдержать. Это произойдет не завтра и не послезавтра, но нельзя говорить, что этого не будет никогда. Людей лучше предупредить, чем держать в неведении. А то многие смотрят на цену квартир 5 лет назад, сравнивают ее с нынешней и экстраполируют эту ситуацию на будущее. Правильно! Если ты 5 лет назад купил квартиру и продал сейчас, то оказался в выигрыше. Но этот поезд уже ушел. Думать, что в будущем рынок будет развиваться в том же направлении, и вкладывать туда деньги — весьма опрометчиво.

В Ирландию
за опытом



— Так куда же вкладывать деньги? В инвестиционные фонды?

— К сожалению, в Латвии пока не очень развиты различные финансовые инструменты. Те же инвестиционные фонды пока находятся в зачаточном состоянии. Могу посоветовать одно — вкладывать деньги в собственное образование. Не хочу показаться банальным, но знания (если они качественные) никогда не пропадут и будут востребованы и в Латвии, и в Ирландии, и в других странах.

— Кстати, как вы относитесь к тому, что люди из Латвии все активнее уезжают работать за границу?

— Это начало большого и вполне нормального процесса. Это неизбежно, а запреты и ограничения могут только усугубить проблему. Страны с закрытыми рынками рабочей силы в дальнейшей перспективе, очевидно, останутся в проигрыше. Что касается Латвии, то я считаю, что наше правительство должно как-то влиять на происходящее. Но нельзя назначать его ответственным за это. Ведь в конце концов, вступая в ЕС, мы изначально были нацелены на свободное перемещение рабочей силы. Надо только бороться, чтобы латвийские работодатели в странах ЕС не чувствовали себя второсортными и могли свободно конкурировать.

Многие люди, уезжающие работать за границу, вернутся обратно в Латвию и привезут с собой дополнительный ценный опыт. Конечно, для этого местные работодатели и власти должны создать соответствующие условия, благоприятные для возвращения. Тут много проблем, но их следует решать, поскольку они связаны с усилением конкуренции, которая в конечном счете имеет только позитивные последствия. Если одно государство имеет глупую налоговую политику, то люди уедут платить налоги в другую страну. Это нормально.

Карикатурный план



— Вы упомянули о привязке лата к евро и об инфляции. Напрашивается вопрос о перспективах введения евро в Латвии. Кажется, уже всем понятно, что в 2008 году наличного евро в Латвии не будет. Чем это грозит и грозит ли вообще?

— Если в Литве и Эстонии евро введут раньше, чем в Латвии, то для нас это очень рискованно. Уязвимость Латвии перед внешними кризисами значительно увеличится. Единственное препятствие для введения евро — высокая инфляция, которая, как я уже говорил, сама по себе является весьма неприятным явлением. Если наши власти ничего не будут делать, то естественно, что в названный срок мы не перейдем на евро.

Все-таки, переход на евро нам необходим для снижения рисков. С точки зрения эмоций мне больше всего нравится лат. Тем более что я имел непосредственное отношение к его введению. Но как экономист я понимаю, что евро гораздо лучше. С евро мы будем сильнее защищены от внешних потрясений, лучше застрахованы от внутренних кризисов, получим защиту от международных валютных спекулянтов.

— Правительство неоднократно говорило о том, что имеет некий секретный план борьбы с инфляцией. Что вы думаете по этому поводу?

— Секретный план — это просто какая-то карикатура. Когда-то 20 лет назад я столкнулся в одном учреждении с засекреченными документами. До этого я относился к ним с большим уважением. Но выяснилось, что часто засекречивают те документы, которые плохо подготовлены и показывать их кому-то попросту стыдно. Думаю, что в случае с секретным планом правительства по борьбе с инфляцией мы столкнулись именно с такой ситуацией. Меры по борьбе с инфляцией прекрасно известны, существует опыт Ирландии, Венгрии и других стран. Если план есть, то он должен быть известен.

Важно, кто именно борется с инфляцией. В США и ЕС этим занимаются Федеральная резервная система и Европейский центральный банк. Их решения политиками не контролируются. У нас в стране при фиксированном валютном курсе Банк Латвии такой силой не располагает. Поэтому для борьбы с инфляцией нужно использовать такие рычаги, как госбюджет, налоговая политика и административно регулируемые цены — а эти инструменты находятся в руках политиков. Но в этом году в Латвии выборы, а до выборов ни один политик не решится идти на необходимые для макроэкономики, но непопулярные меры, касающиеся бюджетных расходов или налогов.

Лучше вообще за шесть месяцев до выборов запретить принимать судьбоносные для экономики решения. На мой взгляд, должен быть создан специальный комитет, куда войдут министры финансов и экономики, руководитель Банка Латвии, а возглавит его президент Латвии. Пускай этот комитет и принимает решения по борьбе с инфляцией. Это нужно делать планомерно, постепенно двигаясь в нужном направлении. При этом жители должны понимать, какие действия предпринимаются, поскольку неопределенность только усиливает инфляционные ожидания.

Приватизация: без ошибок не обошлось



— Если вернуться на пять лет назад и предположить, что какие-то решения, касающиеся стратегического развития экономики Латвии, можно было бы не принимать или сделать как-то иначе, — что, по-вашему, нужно было бы изменить?

— Мне кажется, что приватизация некоторых крупных латвийских предприятий могла бы привести к более внушительным результатам. Например, Ventspils nafta или Латвийское пароходство могли стать крупнейшими игроками в масштабах всего региона Балтийского моря и не только. Та же Ventspils nafta могла бы владеть несколькими портами, сетью заправочных станций, а возможно — и нефтедобывающими мощностями.

Я не уверен, что Латвия во время приватизации сделала все, чтобы приватизируемые предприятия работали с максимальной отдачей и использовали весь свой потенциал. Некоторые факты оставляют нас в недоумении. Если нефтепровод остается сухим при высочайших ценах на нефть, значит, без ошибок все-таки не обошлось.

13.02.2006 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий