Национальные особенности рыболовства

«Зарплату на судне «Гриф» нам, несмотря на стремительный рост цены на топливо, пока еще как-то удается удерживать на прежнем уровне. Что же касается финансовых итогов прошлого года, то закончили мы его по нулям. Иными словами, на развитие у нас денег нет», - с грустью констатировал руководитель и совладелец рыболовецкой компании OOO Grifs Юрис Петерсонс

Дания, в отличие от родного государства, предоставляет латвийским рыболовецким судам скидку на топливо – 25 процентов

- Что сегодня происходит в рыболовецкой отрасли, легко проследить на примере кадров, – говорит Юрис Петерсонс. – Осенью прошлого года из 36 наших рыбаков за границу уехали 8, большинство – в Шотландию. Удивляться этому не приходится: заработок там в два раза выше. И это на первоначальном этапе. Если же рыбак хорошо себя зарекомендует, то у него появляется возможность получать до 3000 латов в месяц.

Многое не упорядочено в нашей отрасли. В тех краях, куда подаются рыбаки, чтобы стать капитаном рыболовецкого судна, надо лишь пройти трехмесячные курсы. У нас же надо четыре года учиться плюс год практиковаться. Примерно та же картина и по другим рыбацким специальностям. Поэтому наши рыбаки по сравнению с их фишменами просто профессора.

Не конкуренты, а бедные родственники

- После вступления Латвии в ЕС латвийские рыбаки вроде должны были стать полноправными конкурентами, а в чем-то и партнерами рыбаков Европы, но на деле мы оказались в положении бедных родственников, – продолжает Юрис Петерсонс. – Потому что каждая европейская страна свою рыболовецкую отрасль традиционно бережет и лелеет, правительства стран старой Европы создают механизмы защиты этого бизнеса. Но наше правительство, к сожалению, не умеет, а может, не хочет защищать латвийских рыбаков… Как-то в одном из рижских ресторанов я увидел двух чиновников – латвийского и европейского, которые, вероятно, будучи уверены, что никто из посетителей по-английски не понимает, обсуждали методы удушения латвийского рыболовства. После этого иллюзий насчет патриотизма «слуг народа» не осталось никаких…

Есть, правда, исключения: теперешний глава департамента рыбного хозяйства минземледелия Нормунд Риекстиньш отлично защищает наши интересы на международном уровне, никого не боится, понимает нужды рыбаков.

Гримасы свободного рынка

- Рынок рыбы у нас совершенно не защищен. Достаточно сказать, что наши салака и килька стоят значительно дешевле, чем скумбрия и сельдь, которую ловят шотландские рыбаки. Или вспомнить времена российского дефолта, когда себестоимость выловленной рыбы была выше закупочной цены. Выжили рыбаки только благодаря тому, что, нарушая правила и пренебрегая квотами, выходили в море и ловили рыбу, – говорит совладелец компании Grifs.

Сейчас в Латвии стали появляться организации, пытающиеся защитить и отрегулировать рынки рыбы, но опыта им еще не хватает, а госструктуры не торопятся им помогать. И это при том, что после стремительного повышения цен на топливо большинство европейских стран, желая защитить своих рыбаков, изыскали возможность предоставлять горючее рыболовецким судам со значительными скидками. Наши суда, например, нередко заправляются у берегов Дании: там скидка составляет 25%! То есть на чужбине нам помогают, а у родных берегов – нет.

Бюрократические удавки

- Нашей отраслью командует министерство земледелия. За техническим состоянием судов, квалификацией персонала следит Латвийская морская администрация минсообщения. Минблаг проверяет санитарное состояние наших судов…

Чтобы сдать улов переработчикам, надо получить бумажку в ветслужбе. Платить приходится за каждую тонну выловленной рыбы, хотя в 99 процентах случаев сотрудники ветслужбы ту рыбу и в глаза не видели. В общей сложности каждое судно должно, кроме налогов, произвести 26 (!) официальных платежей, в то время как рыболовецкое судно Швеции – всего два.

Все квалификационные требования к нашим рыбакам несравненно выше европейских: из шести членов команды трое должны быть дипломированными специалистами (еще недавно было четверо из шести, но нам удалось добиться смягчения требований). Кроме того, рыбаки обязаны непрерывно проходить различные курсы на выживание в экстремальных ситуациях, иметь обязательный морской паспорт.

Вопрос: как можно на равных конкурировать с европейскими рыбаками, которые таких бюрократических удавок себе даже не представляют?

На подходе 125 миллионов

- В сравнении с сегодняшними нормативными документами документация советского времени выглядит просто идеальной. Тогда ведь документы разрабатывали научно-исследовательские институты, а сейчас этим занимаются бывшие студенты совместно с рыбаками. Причем каждый раз повторяется, что бумаги соответствуют европейским требованиям. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что требования эти небезупречны и европейцы нас вовсе не умнее. В результате частенько берем мы документацию того, в пух и прах раскритикованного, времени, переводим на латышский, пользуемся и радуемся: требования последовательные, логичные, понятные!

Недавно стало известно, что в 2007- 2013 гг. латвийские рыбные хозяйства смогут претендовать на получение 125 млн. латов из структурных фондов ЕС. Естественно, нас это порадовало. Но чтобы освоить эти средства, потребуются нормативная база, компетентные кадры, долгие бюрократические согласования. Что ж, латвийским рыбакам стойкости не занимать, на том и держимся.


Написать комментарий