Переименование столичных улиц: политики «ломают копья»

Рабочая группа коалиционных политиков Рижской думы, которая занимается вопросом переименование улиц, на данный момент договорилась об изменении названия как минимум одной улицы. Это улица имени Детлава Бранткална, офицера советских оккупационных войск.

Депутат Рижской думы и сопредседатель рабочей группы Эдгарс Икстенс выразил порталу Delfi надежду, что до конца года эта улица будет переименована.

Рабочая группа продолжит обсуждать и другие улицы, включенные в список. Среди них улица Сахарова, Анны Саксе, Элизабетес, Феодора Саманского, Фирса Садовникова, Густава Клуча, Юкума Вациеша, Ломоносова, Лермонтова, Марияс, Маскавас, Паула Лейиня, Пушкина, Эйзенштейна, Старая Русас, Тургенева, аллея Валентина Пикуля и парк Владимира Кудояра.

До сих пор рабочая группа провела несколько заседаний, на которых обсуждались поступившие предложения по переименовании улиц. Икстен рассказал, что этот список, в принципе, основан на предложениях общества «Центр общественной памяти» (ЦОП).

Консенсус по одной из 16

Из 16 улиц, включенных в список, консенсус в рабочей группе на данный момент достигнут только по улице Детлава Бранткална, соглашение было почти достигнуто и по улице Келдиша. В случае с другими улицами единого мнения пока нет.

«Мы считаем, что имена представителей советского руководства не должны увековечиваться в городской среде Риги, а с учетом того, что Бранткалнс, скорее всего, был одним из тех людей, на руках которых кровь невинных людей, мы считаем, что его именем не может быть названа улица», — поясняет политик.

Среди прочих в списке фигурирует и Валентин Пикуль, в честь которого «в очень поспешном порядке названа улица в Болдерае». Однако, как признает депутат, в данном случае «обсуждения проходят достаточно сложно, учитывая то, что имеющаяся в нашем распоряжении информация показывает, что жители микрорайона в свое время просили об этом».

Мнения депутатов в настоящее время разделились по вопросу о будущем улицы Маскавас. Одни, как отмечает Икстен, считают, что ее следует переименовать, другие, в том числе Икстен, считают, что улицу Маскавас в данный момент не стоит «трогать», учитывая, что это вторая по протяженности улица в Риге, и с большим количеством адресов.

В контексте переименования улиц также существуют препятствия, например, нормативная база, которая оговаривает процесс переименования. Также, по мнению Икстена, следует учитывать сложности, которые могут возникнуть у жителей этих улиц в случае переименования. В то же время — это также может создавать проблемы для оперативных служб.

Икстен напоминает, что в любом случае следует ожидать, что переименование улиц потребует затрат. Например, переименование участка улицы Антония, который очень короткий, обошлось почти в 1000 евро. По его словам, переименование улиц часто влечет за собой затраты и для юридических лиц, если, например, необходимо приспособить кассовые аппараты и платежные системы к новым названиям.

Не все самоуправления согласны

Аналогичным образом, ЦОП предоставил рекомендации другим самоуправлениям Латвии. Самоуправление Ливанского края, получив информацию о конкретном географическом названии, действовало в соответствии с рекомендациями центра. То же самое было и в Прейльском крае.

Инициатор не упоминает Даугавпилс среди самоуправлений, желающих сотрудничать. Этот муниципалитет пригласил его выступить с докладом о конкретных названиях улиц, связанных с советской властью, на заседании Комиссии по градостроительству и окружающей среде 8 августа. Однако после подключения к встрече в формате Zoom он отключился.

«Меня пригласили на встречу, и я подготовил доклад для встречи. Они настояли, чтобы это было в формате Zoom. Я присоединился к этому формату Zoom, где мне было предложено письменно высказать свое мнение. Через несколько секунд, не дав и слова сказать, меня отключили с этой встречи и заблокировали доступ», — рассказывает член совета ЦОП Дидзис Шенбергс.

Руководитель Департамента городского планирования и строительства Санта Пупиня, исключившая Шенберга из заседания комиссии, пояснила порталу Delfi, что Шенберга случайно подключили не к тому вопросу повестки дня, поэтому он изначально был отключен, но, когда возник вопрос, председатель Даугавпилсской городской думы Андрей Элксниньш решил не подключать Шенберга.

На вопрос, почему было принято такое решение, она заявила, что не может это комментировать.

«Да, может быть, это отчасти и моя ошибка — я этого не отрицаю. Но это никоим образом не было преднамеренно с моей стороны», — признается Пупиня.

В дальнейшем было решено больше не приглашать Шенберга. Она также сообщила, что была попытка извиниться перед ним и объяснить ситуацию, но после этого общения не последовало.

Шенберг, однако, видит в этом «издевательство над конституционным правом любого гражданина участвовать в работе государственных органов и органов самоуправления». Поэтому член совета ЦОП допускает, что этот вопрос, принимая во внимание, что Даугавпилс является неотъемлемой частью Латвии и вторым по величине городом, должен решаться законным путем – так же, как и вопрос о памятнике, который решением Сейма, самоуправление было обязано демонтировать.

Минюст пишет новый закон

Министр юстиции Янис Борданс сообщил порталу Delfi, что в настоящее время разрабатывается новый закон - о прекращении прославления коммунистического режима и русификации. Это обяжет органы местного самоуправления принять хотя бы часть решений о переименовании до 1 ноября, а до 1 января следующего года – принять решения по остальным названиям.

В контексте будущих поправок планируется, что Кабинет Министров издаст положение по критериям определения топонимов, созданных в рамках русификации, для внесения ясности самоуправлениям. Также планируется, что расходы, возникающие в результате переименования, будут финансироваться из государственного, а не муниципального бюджета. Это сделано для того, чтобы не создавать конфликт интересов и не затягивать процесс, отмечает Борданс.

8 августа, поправки были представлены на заседании коалиционного совета партий, формирующих правительство. Все партнеры по коалиции с ними согласились, так что политической поддержки будет достаточно.