В Латвии поменяли пятую часть названий «российских» улиц. Даугавпилс не планирует что-либо менять

Портал LSM.lv рассказывает, как общество «Центр публичной памяти» (Publiskās atmiņas centrs) уже больше двух лет бьется с самоуправлениями Латвии, призывая их изменить названия улиц, приобретенные во времена несвободы Латвии. Однако отклик небольшой – переименовано всего около 20% улиц. А такие самоуправления как Даугавпилс и вовсе заняли принципиальную позицию – ничего менять на собираются.

Основные претензии у активистов к таким улицам как Космонавтов, Пушкина, Менделеева и прочим. Председатель «Центра общественной памяти» Карлис Кангерис утверждает, что подобные названия «прославляют людей, которые оккупировали и угнетали Латвию». Всего им и единомышленниками идентифицировано 140 названий улиц, прославляющих коммунистический или тоталитарный режим, а также имеющих признаки русификации. Из них переименовано только 30.

В том числе как удачный пример LSM.lv упоминает бывшую улицу Пионеров в Резекне, которая теперь стала улицей Эзеру. Жители ее делятся своим опытом. Мол, привыкли быстро. Казусы с доставкой посылок на улицу, которой сначала не было в «Гугле», вскорости сошли на нет.

А вот в Прейли в 2022 году сменили название улицы 5 августа на Яшас, но дальше пойти не смогли. Жители стали высказывать протесты в связи с ожидаемым переименованием улицы Космонавтов, и на этом местные власти остановились.

Даугавпилс в статье латвийского общественного СМИ упоминается как единственное самоуправление, которое «принципиально не меняет названия».

Тут же приводят цитату мэра города, беспартийного Андрея Элксниньша, который говорит: «На мой взгляд, такие названия улиц как Циалковска и Менделеева абсолютно подходят к историческому и культурному пространству города. Так что сегодня вопрос о переименовании улиц в Даугавпилсе на повестке дня не стоит».

Карлис Кангерис тем временем не думает отступать. «Центр публичной памяти» не оставляет попыток добиться продвижения своих инициатив на уровне государственной власти. В Сейме пока не удается собрать большинство голосов за то, чтобы улицы Космонавтов запретить законом, но дебаты и уговоры о важности этого шага продолжаются.