«Вся эта “дерусификация” лишь обозлит целое поколение людей» — американский политолог

В напряженной череде радостных событий, посвященных десятилетию Арт-центра имени Марка Ротко, Rus.LSM.lv удалось найти пространство и время для разговора с Ильей Призелом — политологом и специалистом по Восточной Европе (и мужем Кейт Ротко-Призел).

О причинах войны и поведении Путина

— Когда я узнал, что на границе с Украиной сконцентрированы российские войска, то о войне не думал. Во-первых, было собрано 150 тысяч человек — в 1968 году Советский Союз оккупировал Чехословакию, собрав почти 500 тысяч против страны, которая значительно меньше Украины. Во-вторых, я не могу понять, как Путин определит победу. Даже если он побьет украинскую армию, он окажется в стране с почти 45-миллионным населением — разоренным и обозленным. Что он будет делать? Я могу понять его цели в Крыму и даже в Донбассе, но чего он хочет достичь сейчас?

Есть печальный факт — Запад раздразнил Россию. России обещали, что не будет расширения НАТО, что западные технологии улучшат жизнь россиян. Что на деле? НАТО расширяется, американцы поддерживают удобного им Ельцина, Лондон и Нью-Йорк становятся «стиральными машинами» по отмывке награбленных денег, очень больших денег. В России хорошо живет только кучка олигархов, остальных надули, да, попросту надули. Настроения — как в Веймарской республике после окончания Первой мировой войны. И должна была последовать какая-то реакция… Но я не ожидал такую…

Что толкнуло Путина на такой глупый и необдуманный шаг?

Путин по поведению — хулиган: если у него есть возможность кого-то «замочить в сортире», то он это делает. Это его менталитет.

Украинская армия ушла из Крыма, практически не сопротивляясь. Запад пристыдил Путина за Крым, но практически ничего не сделал. Америка позорно удрала из Афганистана, даже не предупредив английских, немецких и французских союзников, и это, я думаю, дало Путину иллюзию — в Вашингтоне сидит дряхлый старик, который… иногда заговаривается. В свое время, когда США удрали из Вьетнама, в советском Политбюро стали думать о вторжении в Афганистан — мол, США истощились, реагировать не смогут, значит — можно. И сейчас — Америка бежит, бросает оружие на миллиарды долларов — да за это расстреливать можно! 

Хулиганство всегда учитывает возможности: есть возможность? Хватай! Нет? Ну, нет...

Хулиган, по сути, труслив. И Путин решил цапнуть, раз США так себя повели.

Другого объяснения я не вижу.

С другой стороны, послать так мало людей в крупнейшую страну Европы… Это безумие. Он что — думал шапками закидать?

Мне жалко и Украину, и Россию. Я сам из Львова, но мы уехали в 1957 году, мне было неполных шесть лет. Родственников сейчас в Украине нет. Украинский национализм до эпохи Зеленского имел много уродливых черт. Но и русский национализм ничем не лучше. За всё расплачиваются простые несчастные люди. И когда всё закончится, обе стороны будут в скверной экономической и психологической ситуации. Хорошо никому не будет.

О прекращении военных действий

— Для Украины очень важна эта весна. Она готовит контрнаступление, это ни для кого не секрет. Западная Европа всегда была достаточно равнодушна к Украине, вся тяжесть поддержки — на плечах США.

Если контрнаступление будет удачным, то поддержка будет продолжаться, если нет, то будет определенный нажим на Киев, мол, надо всё заканчивать.

А так — как в Первую мировую — по обе стороны будут сидеть в окопах и проливать кровь, пока не наступит какой-то конец. И Россия, и Украина теряют способных молодых людей — это очень страшно, это меня в первую очередь волнует.

Как всё закончить? Конфликт можно заморозить, и это будет не первый и не последний замороженный конфликт. С 1974 года разделен Кипр, с 1947 — Кашмир; вполне может что-то подобное произойти с Украиной. Заморозка, вспышка раз в несколько лет — по-английски это называется low intensity conflictконфликт низкой интенсивности. Еще можно вспомнить Карабах, части Грузии… Не мир и не война.

Конечно, это очень печальная возможность…

О возможном распаде России на небольшие демократические государства

— Это абсолютная фантастика или фантазии отдельных лиц. Россия — очень вертикальное общество, всё идет сверху вниз, низ практически пассивен, но если крепкая рука исчезает, то — взрыв и гражданское насилие катастрофической силы. Если рухнет центр, то наступит жесточайшая гражданская война, в которой победит самый жестокий и самый склонный к кровопролитию.

В России не побеждают либералы.

Не дай Бог: в России находится очень много ядерного оружия, и, если никто не будет его контролировать…  Страшно даже представить такой сценарий.

Не стоит еще забывать, что национализм — это хоть и дом каждого проходимца, как сказал один французский философ, но и определенная сила, и русский национализм достаточно силен.

О дерусификации Латвии

— Я думал, что это безумие 20 лет назад, и думаю, что это безумие, теперь. Что хуже преступления? Только безумие. То, что происходит сейчас в Латвии с русским языком, противоречит Европейской конвенции. Ищут врага там, где его нет.

Я просто напомню — даже во время войны в Израиле все государственные документы, вся информация одновременно появлялись на трех языках — иврите, арабском и английском. Во время войны!

С Украиной сложно. Их культура так тесно связана с русской, что совершить культурное самоопределение очень-очень трудно, а они хотят, им это надо. Или возьмем литовцев, ведь литовская орфография опирается на чешский образец, не на польский — Польша тот сосед, от которого нужно было всеми силами отделиться.

В случае же Латвии это архиглупо, это рождает много отрицательных эмоций, которых в другой ситуации просто не было бы.

Я о чем-то подобном сказал в лицо вашему президенту Вайре Вике-Фрейберге, когда она приезжала на открытие синагоги (11 апреля 2006 года даугавпилсская синагога «Кадиш» торжественно открылась после реставрации, средства на которую выделила семья Ротко-Призел после своего первого визита в Даугавпилс в 2003 году. На открытии присутствовала Вайра Вике-Фрейберга. — Л.В.). Она сказала мне, не знаю, насколько искренне, что хочет выучить русский.

Вся эта «дерусификация» лишь обозлит целое поколение людей.

Говорить, что «русский язык — язык Путина» — абсолютный идиотизм. Зачем этого маленького хулигана-чекиста поднимать так высоко — на мировой культурный уровень?

Надо вот что еще иметь в виду. Эта война когда-нибудь закончится. Я не знаю, что будет с НАТО в отдаленном будущем — для США сейчас куда важнее Китай, чем Европа. А Россия всегда останется вашим соседом — будет НАТО или не будет. Поэтому, безусловно, надо защищать свои интересы, но не тыкать пальцами в глаза соседу. Соседей не выбирают и не стоит заедаться.

О Даугавпилсе

— Если у Даугавпилса есть будущее, то оно связано с туризмом и культурой. Модель Бильбао для Даугавпилса в силе, но при двух условиях — нужны аэропорт и власть в столице, которая заинтересована в том, чтобы оживить этот город и не превращать восточную Латвию в окраину и трущобу страны.

Город выглядит неплохо — в каждый приезд мы видим, что лучше и лучше. Но еврейская жизнь едва ли здесь возродится… Я надеюсь — Центр Ротко будет и дальше развиваться. Здесь еще нужны фестивали — Оскара Строка и Соломона Михоэлса, для этого необходимы деньги и хотя бы относительное открытие границ для восточных соседей.

И еще следовало бы использовать уникальность Даугавпилса — русскоязычный город, в котором можно изучать русский язык, находясь при этом в Европейском Союзе.

10.05.2023 , 08:30

rus.lsm.lv

Фото: Илона Кравченок