Эта семейно-уголовная история такова. Асколдс – человек сильный и довольно агрессивный. Наверное поэтому он в свое время и выбрал профессию полицейского. С Иветой (назовем потерпевшую так) они поженились 12 лет назад, и вскоре у них родились двое детей – сын и дочь. Потом начались конфликты, и в 2004 году они развелись. Однако разъехаться не смогли – в основном из-за материальных проблем. Стоимость жилья, как мы помним, как раз к этому времени сильно выросла. Поэтому экс-супруги по сей день живут вместе – в однокомнатной квартире. Вместе с сыном.
По словам Иветы, настоящий кошмар для нее начался в 2001 году, когда погибла их дочь.
- По дороге в школу она попала под машину, – рассказывает Ивета. – И с тех пор он во всем винит меня: постоянно укоряет, что я ее не проводила. Как будто я не переживаю гибель нашей девочки. Но почему это я виновата? Разве он сам не мог ее проводить?
Впрочем, скорее всего вина жены – это только повод для рукоприкладства. В большинстве случаев экс-муж прекрасно обходится и без него. Обострения наступают каждые три дня. Усиливает их алкоголь, которым Асколдс «лечится». У него сильные боли в спине – смещены три позвонка. Чтобы уменьшить боль, Асколдс пьет таблетки и запивает их алкоголем. Понятно, что после такого лечения он добрее и спокойнее не становится, поэтому экс-супруга уже перестала считать травмы.
- По голове бил, по лбу. Да так, что у меня половина лица синяя была. Однажды руку сломал, пришлось операцию делать, – вспоминает Ивета.
Сыну тоже несладко приходится. Пацану 12 лет, он учится в школе, и понятно, что вечером ему надо делать уроки. Но Асколдс почему-то считает, что ему нужно спать – хватает сына и насильно укладывает в кровать…
Тут, естественно, возникает вопрос: куда смотрят «органы»?
Ответ: в 2004 году Асколдс уже был осужден за рукоприкладство – его приговорили к 2 годам условно и полицейскому контролю. Контроль он проходит регулярно, только поведение свое не изменил, хоть и уверял суд, что раскаивается в своем поведении.
- Сейчас я стараюсь полицию не вызывать. Потому что все, что они могут сделать – задержать его на три часа. После этого он возвращается еще злее, чем был, – вздыхает Ивета. – Я пыталась его не впускать, но он выломал дверь. А чтобы в полицию не звонила – вырывает телефон. К тому же он сам бывший полицейский, поэтому довольно часто были случаи, когда приехавшие полицейские оказывались его бывшими коллегами…
Вчера Асколдс на заседание так и не явился – из-за болей в спине. Поэтому суд был перенесен на 15 января, и, таким образом, ситуация для членов этой семьи «стабилизировалась» еще на 4 месяца.
- Самое обидное, что квартира моя, но выгнать его я не могу, – жалуется женщина. – Я надеялась, что его возьмут под стражу и мы с сыном сможем хоть немного отдохнуть и выспаться. Но все снова откладывается.
Нюанс
По статистике Совета Европы, каждая четвертая европейская женщина хоть раз в жизни подвергалась насилию, а 6- 10% испытывают его в данный момент. В 70% случаев убийств женщин убийца был ее партнером. Что касается Латвии, то детальной статистики на этот счет нет. Есть только данные муниципальной полиции, согласно которым большинство вызовов – это «конфликты в семье». Что касается госполиции, то статистика убийств за последние годы свидетельствует: до 70 процентов убийств приходится на «внутрисемейные разборки».