Нацбиблиотека – место поисков и находок

Выставка латвийского плаката в Национальной библиотеке, которая продлится до 3 февраля, выглядит скромно. Эти постеры недавно вернулись из Франции, куда их возили вместе с «говорящими камнями». Увиденное стало поводом для визита «Часа» в отдел мелкопечатных и изобразительных изданий той же библиотеки.

Руководитель отдела Дмитрий Зиновьев заведует графической коллекцией. Плакаты находятся в ведении Райта Лубинского.

Свидетели истории

- В специальных шкафах в Национальной библиотеке хранятся свыше пяти тысяч плакатов, – рассказывает Райт Лубинскис. – По нашей классификации «постер», «афиша» или «плакат» – это информационный лист, на котором кроме текста имеется картинка. Есть у нас несколько афиш ХIХ века только с текстом, которые вывешивались в местах скопления людей – около церквей. По большому счету к плакату их отнести нельзя.

У нас крупнейшее в мире собрание латышских плакатов. Но имеются и иностранные, тем или иным способом связанные с Латвией. Самый старый русский плакат «Черногорцы въ бою съ австрiйцами». А вот 1873 год – первый Праздник песни (художник Шиц). А вот основоположник латышской графики Рихард Зариньш (плакат 1895 г.). Изящные плакаты в югендстиле – о выставках картин. А этот плакат 1905 года (Бернхарт Борхерт) сообщал об открытии музея изобразительных искусств, что на ул. Валдемара.

Но бумага слишком непрочный материал. В ХХI веке мы начали оцифровывать наше собрание, чтобы с ним можно было познакомить пользователей интернета.

…К современным плакатам Райт относится скептически:

- Кистью, углем, фломастером сегодня практически никто не рисует. Зачем надрываться? Художники используют фотографии, компьютер. Другая беда – нет социального заказа. В свое время (70- 80-е годы ХХ века) латышский плакат прославился в мире именно своей социальной направленностью. Вспомните, например, работы Ю. Димитерса, Г. Кирке, И. Блумберга.

Сегодня плакаты заказывают разве что партии и то перед выборами: встанут в полном составе под зеленым дубом – и плакат готов.

На ретроспективе плаката в «Арсенале» (осень 2006-го) устраивался конкурс плакатов «Урна». Подобные мероприятия, поддержанные фирмами, могли бы развивать искусство плаката дальше.

- Плакат, по вашему, искусство?

- Однозначно не могу сказать – да или нет. Но возьмите такого художника, как Блумберг. Тут двух мнений быть не может – однозначно да!

- Если все имеющиеся у вас плакаты расстелить на земле, какую площадь они займут?

- Трудно сказать. В фондах Национальной библиотеки должно быть по три так называемых «обязательных» экземпляра каждого плаката. Мы счастливы, если имеется хотя бы один, особенно конца ХIХ – начала ХХ веков.

Второе: в советское время на плакаты существовал стандарт – он должен был быть размером 60 х 90 см. Иногда 80 х 120 см. Сегодня, к примеру, плакаты Блумберга имеют размеры полтора на два метра. И есть рекламные плакатики – совсем малюсенькие.

Бесценные ценности

Райт Лубинскис по образованию и профессии тележурналист, окончивший МГУ и 15 лет проработавший на нашем ТВ. Время перемен привело его в библиотеку.

- Когда я пришел в отдел и увидел плакаты, то обомлел – это же грандиозные ценности! Например, коллеги видели в одном из рижских антиквариатов плакат Рауля Дюфи 1939 года – о выставке в Риге современного французского искусства. Он стоил 500 латов. У нас таких три. Несколько лет назад мы купили у коллекционера три плаката Никлава Струнке (1920) по 40 Ls за штуку. На одном недавнем немецком аукционе начальная цена такого плаката составила 1500 евро… Но разговор, вы понимаете, у нас с вами не о деньгах. Вот вы могли бы сказать, сколько стоит Эрмитаж со всеми его коллекциями?

…Райт показал мне несколько дипломов и почетных грамот еще довоенных времен. Подобные есть далеко не везде – далеко не всюду собирали прикладную графику и полиграфию. А тут – ну просто шедевры.

Кладовая искусства

Дмитрий Зиновьев работает в библиотеке уже 26 лет. В его ведении – эстампы и экслибрисы. Он и сам мастер экслибриса (в прошлом году получил золотую медаль на биеннале в Вильнюсе) и к тому же добрый знакомый замечательной художницы Елены Антимоновой, к сожалению, уже покинувшей нас. Когда мы пришли к нему, он как раз заносил в электронный каталог ее гравюру. В библиотеке имеется целое творческое наследие Елены – одних экслибрисов более 80. Среди них ранние, очень редкие.

Произведения искусства (те же эстампы, экслибрисы) сегодня поступают в библиотеку довольно хаотично – денег на их покупку нет (в советское время находились). Однако кое-что библиотека получает в виде даров. Все попавшие в библиотеку графические листы классифицируются, описываются, а затем эта информация вводится в компьютер.

- Печатной продукции под моим присмотром более 3000 единиц. До сих пор нахожу в собрании что-то новое. Самое интересное, что обнаружил здесь гравюры Артура Никитина 60-х годов. И очень обрадовался этому.

Поиски и находки продолжаются…


Написать комментарий