Безопасность-2007: «Разрешаю знать мою фамилию, национальность и цвет глаз»

Михаил Черноусов.
Михаил Черноусов.
Вчера юридическая комиссия Сейма приняла проект поправок к Закону о защите личных данных физических лиц к третьему чтению в Сейме. Поправки эти, отметим, уже вызвали волну обсуждения в профессиональных кругах (от детективных до журналистских). Ибо, во-первых, по-прежнему не вполне понятно, кому теперь можно собирать личные данные жителей, а кому нельзя. А во-вторых, за «неразрешенные» данные отныне предусматривается уголовная ответственность...

Детективы беспокоятся

Ситуация, по мнению председателя Латвийской федерации детективов и служб безопасности (LDDDF) Михаила Черноусова, и сейчас сложная. И даже абсурдная: официальным путем «пробить» кого-либо на судимости или административные нарушения в Латвии нельзя и сейчас. «Поэтому существует целый теневой бизнес на этом», – комментирует Михаил Черноусов.

Даже имеющие лицензию охранные и детективные фирмы, а также службы безопасности известных банков и лизинговых фирм эту информацию не имеют права получить по официальным каналам. Даже когда принимают людей на работу (рискуя взять в инкассаторы бывшего грабителя). И понятно также, что эту информацию им всем где-то приходится брать.

- Это несложно. В интернете достаточно специализированных сайтов, принадлежащих международным детективным агентствам, – поясняет Михаил Черноусов. – Отправьте на указанный счет в офшорке долларов 130 и получите информацию на любое лицо. Или, что проще и дешевле, можно договариваться на месте с конкретными сотрудниками.

В общем, в ситуацию изначально заложены «двойные стандарты». И ужесточение закона об охране личных данных ее только усложнит. Однако, как философски отмечает г-н Черноусов, это общеевропейская практика. Латвия тут отнюдь не исключение:

- Полгода назад был на международной конференции в Ницце. И было смешно: на трибуне какой-то представитель европейских структур говорит о важности сохранения тайны «личных данных», а тут же в фойе висит реклама известного международного детективного бренда, который предлагает полную базу данных на любое лицо за 135 долларов. В течение суток. В любой точке земного шара.

Геннадий Сейбутис, президент Ассоциации бизнес-безопасности, также выразил опасение, что закон в новой редакции может помешать работе детективных и охранных фирм. Возникает масса практических вопросов. К примеру, как быть в такой конкретной ситуации: охранная фирма устанавливает на каком-либо объекте видеокамеру. Не вполне понятно, надо ли теперь предупреждать возможных нарушителей надписями вроде «внимание, ведется съемка»?..

Или пример из другой области: адресные рекламные рассылки, которые сейчас практикуют все крупные бренды в ходе своих «агрессивных» рекламных кампаний. (Вы, уважаемый читатель, наверняка получали в свой почтовый ящик послания типа «Уважаемый клиент (ф. и. о.)! Вы можете получить у нас в кредит – все. Нужное подчеркнуть.) В контексте нового закона об охране личных данных подобные акции выглядят весьма сомнительно. А с учетом уже появившейся у нас прослойки профессиональных сутяжников это чревато серьезными исками.

В общем, профи выражают опасение: вводить уголовную ответственность в подобной ситуации – это, скажем мягко, будет мешать работать.

Разработчик: волноваться не надо

Ответить на сомнения детективов мы попросили одного из разработчиков самого закона и поправок – директора Государственной инспекции данных Сигне Плуминю.

1. Что это такое – личные данные

Этот список весьма широк. Тут многое – начиная от фамилии, имени и персонального кода. Адрес, биометрические данные, данные о судимостях и т. п. Отдельной строкой проходят «сенситивные» личные данные – о расовой принадлежности, национальном происхождении, политических и религиозных убеждениях, биометрия (цвет глаз, отпечатки пальцев и т. п.)

2. Об уголовной ответственности

В самом тексте закона о защите данных физических лиц не упоминается уголовная ответственность. Ее отныне действительно планируется ввести, но это будет в поправках к Уголовному закону, которые сейчас еще находятся в Кабинете министров и пока не приняты.

- Можно успокоить детективов: для того чтобы вести наблюдение за подозреваемыми, им не придется ставить последних в известность об использовании их данных.

3. О том, кому можно и кому нельзя

Относительно опасений детективов – к примеру, о необходимости предупреждать потенциальных нарушителей о сборе данных – г-жа Плуминя отмечает: в тексте проекта практически во всех подобных случаях указано: «…если законами не предусмотрено иначе».

То есть детективы по-прежнему могут руководствоваться Законом о детективной деятельности. Журналисты – Законом о прессе и других средствах массовой информации. И так далее.

Таким образом, как понял «Час», никто не отменяет права детективов, прописанные в их «профессиональном» законе. И, в частности, право на «сбор информации, характеризующей людей, перед заключением трудовых договоров», на «выяснение лиц, совершивших преступные деяния», «вести скрытую слежку с использованием аудио- и видеоаппаратуры» и так далее.

Промежуточный финиш

В общем, пока вроде бы все неплохо звучит. Но, как указали нам детективы, во всем этом есть один нюанс: как в законе о защите данных физических лиц, так и в законе о детективной деятельности практически все запреты и разрешения снабжены оговоркой «если законами не предусмотрено иначе». То есть не исключено (и как бывало уже не раз), что правую сторону в каждом конкретном случае придется устанавливать в суде.

Справка

Текст закона (с поправками) можно прочесть здесь: www.saeima.lv/saeima9/reg.likprj


Написать комментарий