Как из рыбака сделали банкира

Пресс-фото.
Пресс-фото.
Продукция латвийских рыбопереработчиков в ближайшее время подорожает, предупредил в беседе с "Часом" президент Латвийской ассоциации рыбных хозяйств Инарий Войтс. Причина - переработчики сами "роют себе яму", хронически не расплачиваясь с рыбаками. Поэтому вскоре им придется покупать более дорогое, но менее качественное замороженное импортное сырье.

Ставшие правилом неплатежи заставляют рыбаков искать новые источники доходов

Как вернуть деньги?

По сведениям главы ассоциации, сегодня у многих рыбацких хозяйств возникли проблемы с оборотными средствами. Предприятия, скупающие и перерабатывающие плоды их промысла, взяли себе за правило затягивать расплату за полученный товар на три-четыре-шесть месяцев, а то и до года. Причем речь идет не о нескольких сотнях латов, а о нескольких десятках тысяч. Рыбакам же надо проводить плановый ремонт судов, платить за их стоянку, покупать дорожающее горючее и т. п. “Я понимаю, что у переработчиков тоже могут быть проблемы, – признает Войтс. – Однако почему они делают из рыбака банкира? Если не можешь расплатиться, бери кредит”.

Интересно, что во многих странах, в частности в Швеции, государство в связке с банками контролирует дисциплину платежей в такой уязвимой отрасли, как рыболовство. Деньги автоматически снимаются со счета покупателя не позднее чем на третьи сутки. Если их на счету не оказывается, на четвертые сутки он получает предупреждение, на пятые начинают действовать штрафные санкции. В свое время латвийские рыбацкие хозяйства обращались в правительство с предложением наладить подобную схему у нас. Но, как известно, у наших министров на подобные инициативы ответ один: все отрегулирует рынок, мы в бизнес вмешиваться не можем.

Вот рынок и регулирует все по-своему. По прогнозам Войтса, события будут развиваться следующим образом. Латвийские переработчики вынуждены будут покупать сырье за границей. При этом если килограмм свежей местной салаки сейчас им обходится по цене до 15 сантимов за килограмм, то мороженая привозная стоит уже 21 – 22 сантима, то есть разница составляет примерно 35%. Надо ли говорить, что замороженная “в камень” рыба не так вкусна, как свежая. Соответственно, в готовом виде продукция наших консервных заводов будет менее качественной, но более дорогой.

Рыба ищет где глубже…

Конечно, такой поворот событий не сулит ничего хорошего и рыбакам. Многим из которых экономически невыгодно выводить суда в море. Однако есть и другие, которые не “ждут у моря погоды”, а покупают собственные морозилки, замораживают свой улов, тем самым наделяя его добавленной стоимостью и продают в Литву, Беларусь, на Украину. В настоящее время доля уходящей на экспорт салаки, которая успешно продается в свежем виде, невелика – 10- 15%. А вот доля скоропортящейся кильки, предназначенной на вывоз, уже составляет 33- 34% и, по прогнозам Инария Войтса, уже в следующие годы достигнет 40- 50%.

Кстати, белорусское направление является для латвийских рыбаков очень перспективным. Помнится, сами обделенные морем белорусы, приезжая в Латвию на бизнес-форумы, всегда говорили о том, что не прочь получать от латышей больше морской рыбы. По словам главы ассоциации, в отличие от местных переработчиков, белорусские расплачиваются за поставленную продукцию без задержек и являются надежными партнерами. А вот для готовой рыбной продукции из Латвии у наших соседей режим не столь благоприятный. Хитрые белорусы решили, что будет разумнее создавать собственные рыбоперерабатывающие предприятия, чтобы завозить менее дорогое сырье, а производить полноценный готовый продукт. В любом случае для латвийского потребителя такая переориентация рыбных потоков не сулит ничего хорошего. Наладившие новые рынки сбыта и закупившие соответствующее оборудование, латвийские рыбаки вряд ли вернутся на местный рынок. Рыба ищет где глубже, рыбак – где выгоднее.

По данным Управления рыбного хозяйства министерства земледелия, в 2007 году объем произведенной в стране рыбной продукции составил 170 тысяч тонн, что на 5% меньше, чем в 2006 году.


Написать комментарий