В монастырь. Чтоб радость обрести…

Вот она - Свято-Духова соборная церковь Екабпилсского мужского монастыря (1885- 1888).
Вот она - Свято-Духова соборная церковь Екабпилсского мужского монастыря (1885- 1888).
У лиепайских прихожан стало доброй традицией каждое лето посещать святые места. Нынешним они съездили поклониться Якобштадтской чудотворной иконе Богородицы, что находится в Свято-Духовой соборной церкви Екабпилсского мужского монастыря.

Екабпилсский мужской монастырь – единственная такого рода обитель в Латвии

В минувшем году лиепайские прихожане побывали на Валааме – в русском Иерусалиме на северо-западе России, а по пути – в Псково-Печорском монастыре, посетили святые места Санкт-Петербурга, побывали в Изборске, Камно, Пскове. В будущем году намечается поездка в соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Вдохновители всех этих поездок – настоятель храма Александра Невского отец Игорь и учитель христианской этики лиепайской 12-й средней школы Светлана Козлова. Поездка состоялась по благословению высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Рижского и всея Латвии.

Сказание об иконе

Почему люди едут поклониться этому удивительному образу и проходят послушание в святом месте на берегу Даугавы? С историей монастыря и его святыни нас познакомил его настоятель отец Алексий, который раньше служил в Лиепае – в церкви Александра Невского.

Якобштадтская икона – всегда почиталась, как чудесно явленная и прославленная чудотворениями. К ней стекались на поклонение православные и люди иных исповеданий, молясь пресвятой Владычице о помощи в скорбях, в болезнях и несчастьях и по вере своей получали просимое.

Древнее предание гласит, что чудесное обретение иконы случилось в водах Западной Двины в годы русско-польско-шведской войны 1654- 1667 годов.

Солдат саксонской армии, воевавшей на стороне шведов, Яков Гудынский, католик по вероисповеданию, переправляясь через Двину, вонзил свое копье в плывущую по реке дощечку и так вынес ее на берег. На берегу он увидел, что от дощечки по копью течет кровь. Его охватил ужас. Узрев на доске православное изображение Богоматери, солдат со слезами раскаяния отнес икону в расположенную на берегу Двины большую слободу Гольмгоф, где жили русские и был православный храм Св. великомученика Георгия Победоносца, а при нем – монастырек, где подвизались немногочисленные иноки. В этот храм Гудынский и отдал икону, а сам принял святое православие, навсегда остался в Гольмгофе и стал насельником обители. Чудесное событие это произошло ранее 1661 года, когда Швеция вышла из войны.

Обретенная икона имела размеры 24,75×18 см. Матерь Божия держит младенца Иисуса Христа на левой руке. В руке младенца – Малое Евангелие, десницею он благословляет.

В 1670 году курляндский герцог Якоб Кетлер, во владении которого находился Гольмгоф, даровал этому селению статус города и назвал его в свою честь – Якобштадт. По названию города святая икона и монастырь получили название Якобштадтских.

Чудо исцеления

Оно случилось в 1675 году: от иконы был исцелен бесноватый, чему явился свидетелем благочестивый православный купец Яков Раткевич, бывавший в городе по торговым делам и пришедший помолиться в Георгиевскую церковь. После литургии сюда был приведен местный житель, крестьянин-латыш, для совершения над ним молитвы о его исцелении пред чудотворной иконой Божией Матери. Когда настоятель монастыря стал читать над бесноватым молитву, то присутствующие заметили, что нечистый дух вышел из бесноватого в виде белого пара и с такою силою устремился к выходу, что запертая дверь быстро растворилась и повалила двух мальчиков, стоявших возле нее. Всех присутствующих объял сильный страх, а Раткевич, пораженный чудом от иконы, пожелал построить для нее новый благолепный храм, что и было им исполнено. Новый храм был освящен в честь Святого Духа, победителя духа злого, и имел приделы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла.

С тех пор святая Якобштадтская икона Божией Матери не переставала подавать благодать исцелений болящим и слава о ней и ее чудесах распространялась все больше и больше. Особенно стекались на поклонение иконе русские торговые люди. Приезжали к чтимой паломники из дальних мест, почитали ее и местные жители – латыши. Среди именитых богомольцев далекого прошлого посетил Якобштадтскую обитель выдающийся русский полководец граф Б. П. Шереметев, он оставил в монастыре свою походную икону-складень Знамения Пресвятой Богородицы и купил для обители небольшую мызу перелит, ставшую единственным имением монастыря.

Судьба маленькой обители была нелегкой. Она страдала от войн, эпидемий, пожаров, бедности и преследований от обосновавшихся в городе униатов. Но монастырь всегда твердо и непоколебимо стоял в православии и оставался духовным центром края. В 1774 году был построен первый каменный храм – Никольский, сохранившийся до наших дней. Сегодня это старейшее здание монастыря и один из старейших православных храмов в Латвии.

В 1775 году Курляндия и город Якобштадт вошли в состав Российской империи, а якобштадтская Свято-Духова обитель была присоединена к Псковской епархии.

В XIX веке знамения и чудеса от святой Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы не прекращались. Так, принятие латышскими крестьянами православия началось прежде всего в ближайших местностях к Якобштадту, где всегда пребывала чудотворная икона. Пожары 1878 и 1881 годов угрожали опасностью Свято-Духову храму, но Богородица сохранила его: когда святая икона ее с молебным пением была обнесена вокруг храма, направление ветра изменилось, и храм остался целым и невредимым. Эти дивные знамения от иконы Пресвятой Богородицы подвигли граждан Якобштадта к сооружению в городе нового храма вместо обветшавшего.

Храм был торжественно освящен 19 июля 1888 года. В новую церковь была перенесена из Никольского храма и чудотворная икона.

До Первой мировой войны чудотворная Якобштадтская икона ежегодно приносилась для поклонения в Ригу, Митаву и Спасо-Преображенскую пустынь. С любовью и благоговением в эти дни принимали икону в приходских храмах, в госучреждениях, в школах, в воинских частях и в частных домах.

В годы Первой мировой войны святая Якобштадтская икона, ценная церковная утварь и колокола были эвакуированы вглубь России, в Гжев. В годы безбожного лихолетья след святыни теряется. Возможно, она была спасена кем-то из верующих людей.

В наше время старинная обитель возобновилась. Ее торжественное открытие состоялось 11 августа 1996 года. В настоящее время это единственная мужская обитель в Латвии.

Сейчас работы по возрождению обители несет преосвященнейший епископ Даугавпилсский Александр. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве был написан дивный список Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы. Она доставлена в Латвию из древнего храма Московского Кремля в июле минувшего года и вновь заняла свое место. К ней с любовью и упованием стекаются люди из разных уголков латвийской земли и из-за рубежа.

Что Бог пошлет

После короткого знакомства с монастырем нас пригласили на трапезу. Мужчины обедали в одном зале, женщины – в другом. Перед трапезой все встали, прочитали молитву. И только потом отведали монастырских яств.

После прочтения благодарственной молитвы мы пошли на послушание. Паломники приехали в монастырь не с пустыми руками – привезли с собой цветы, а места для их высадки в обители хоть отбавляй.

Матушка Татьяна нашла работу не только на улице, но и в храме, и в подсобных помещениях. Мне и сестре Татьяне досталось гладить постельное белье. Здесь мы и познакомились с Александром – первым из 34 насельников монастыря.

Мужчина со светлым лицом и связанными в хвостик волосами вызвался подключить для нас удлинитель. Электрик по специальности, он делает и другие работы, “что Бог пошлет”. Живет здесь уже несколько месяцев. Квартиру оставил жене и детям, с ними не контактирует. “Я им такой не нужен”, – тихо ответил на мой вопрос. Происходящим вне монастыря не интересуется, в город не ходит: “Много соблазнов, а в монастыре надо соблюдать режим”. Признает, что быть послушником непросто. Но к этой роли уже привыкает. Да и жить здесь спокойнее: утро начинается в 6.00 с молитвы, потом, после утренней трапезы, послушание, затем снова трапеза и снова послушание, вечером – молитва и отход ко сну. Вот так расписан день послушников в монастыре. Возвращаться в мир Александр не собирается – “а зачем?”.

Сергей рижанин. Год отработал в Почаевском монастыре и был выдворен с Украины: нарушил визовый режим. Пока думает, что задержался здесь на время и, как только найдется достойная работа, вернется к мирской жизни.

Его напарник по строительным работам Леонид осознал, что плохо обошелся с семьей. Так и сказал: “Я сам виноват, сам и ушел из дома, квартиру оставил детям и жене, чтоб она могла устроить свою жизнь”. О том, как там, в миру, спрашивал с интересом. Думает, как только стабилизируется ситуация, вернется на стройку. А пока в стране развал, будет жить и работать здесь. “Здесь нормально и есть время многое осмыслить и переоценить”.

Татьяна, недавний педагог, учитель английского языка из Резекне, – живая Мона Лиза. А в близкой беседе удивила и своим выбором.

- Позвала меня сама Пресвятая Владычица, – тихо сказала Татьяна. – Мне здесь хорошо. Работы женской здесь много: стирать, убирать, сажать, полоть… Из города помогать приходит Валентина. И вот паломники выручают. Когда заезжают иностранные туристы, тогда и знание английского языка очень кстати – провожу для них экскурсии.

Причины, побудившие Татьяну прийти в монастырь, да еще в мужской, так и остались для меня тайной. Она никого не допускает в свой мир.

Прости меня, Господи!

В 16 часов все работы были приостановлены, и мы отправились на службу. Она началась через час. Вечером здесь проходило таинство покаяния. К наместнику монастыря отцу Алексию и лиепайчанину отцу Игорю выстроились очереди послушников и паломников. Пока каждый тихонько раскаивался пред Богом в своих грехах, в храме разливались звонкие мужские голоса. Какие чудные песнопения! Какая красота от свечных огоньков и образов, созданных безграничной фантазией художников. Мой взгляд привлекла икона Воскресения Христа. Взлетающая ввысь воздушно-трепетная фигура Спасителя влечет за собой всех, кто касается ее взглядом. Сколько в образе динамики и светлого волшебства! Сколько одухотворения она дарит людям, чье внимание приковано к образу!

Осознать свои грехи – дело трудное. Не так-то просто и раскаяться в них. Но не зря говорят, что один только грех непростителен – который не исповедан.

Здесь учатся жить…

Другой день нашего пребывания в монастыре начался с утренней молитвы в храме в 6 утра. Затем – светлое таинство причащения.

После трапезы наместник монастыря отец Алексий охотно согласился на беседу с “Часом”.

- На ваш взгляд, батюшка, в чем предназначение монастырей?

- Помочь людям, которые к нам идут. Не оттолкнуть их, не отдать в руки бесовских сил. А идут к нам с желанием исправиться. Здесь они снова учатся жить. Жить как надо, а не так, как им хочется. Самое строгое для них наказание – оставить монастырь. Этого они боятся. Все на свои места для послушников расставляет утренняя молитва. К тем, кто молится, на помощь приходит Господь, укрепляет их дух и волю. Закаляет труд. У нас все дни проходят в труде. Кто трудится духовно и физически – тот и обретает волю. С Божьей помощью, конечно.

- А есть люди, которые все же не могут собою овладеть и уходят из монастыря?

- Конечно, есть. Некоторые приходят и сразу говорят, что хотят именно у нас и с нами пережить житейские трудности, с которыми столкнулись в мирской жизни. Мы их принимаем и помогаем. Это хорошо, когда человек не опускается на дно жизни, а сам ищет выход из трудной ситуации. Господь им помогает. А кто-то выбирает для себя путь спасения именно с Богом. Значит, он их призвал.

Все в этой жизни происходит по воле Господа Бога. Кого-то приводит к нам беда. Кто-то сам приходит к нам за радостью. И мы от них получаем вдохновение. Вот вы приехали и столько радости нам доставили! И помогли нам. И очистились. И сами сполна набрались сил.

- В чем вы видите сегодня главное предназначение своего монастыря?

- На нас лежит большая ответственность и честь – быть слугами Божьей Матери. Это большая радость. И мы стараемся передать ее другим людям, которые приезжают к нам. Едут сюда постоянно и из разных мест. Это очень хорошо. В монастыре очень много дел – ведутся восстановительные работы. С Божьей помощью возрождаем храм, благоустраиваем территорию. На все это нужно много средств. И находятся люди, готовые помочь. Только так, все вместе мы сможем восстановить это святое место. Здесь Божья благодать. Здесь происходило многократно мироточение икон и благоухание образов. А главное – страждущие здесь ищут и находят утешение. Здесь можно почерпнуть радость бытия…

- Чем можно успокоить душу в этот непростой, кризисный период?

- Надо задуматься над тем, в чем мы виноваты! И искать выход из кризиса. Искать его прежде всего в себе! Надо спросить у Бога: как мне поступить? Если Господь близ вас, он подскажет выход. Господь всегда утешает. Надо набраться терпения!


Написать комментарий