Латвийская «минималка» – нарушение прав человека

На завтрашнем заседании кабмина будет рассмотрено информационное сообщение за подписью главы минблага Улдиса Аугулиса — "О регулировании и размере минимальной заработной платы в 2011 году". Судя по всему, действующие с 23 сентября 2008 года условия, согласно которым в час платят 1,083 лата, а в месяц — 180, пересмотрены не будут.

При этом министерство констатировало: “Система определения и пересчета минимальной месячной зарплаты в ситуации экономического кризиса работать не в состоянии”. Предполагалось, что данная система заработает в 2010 году, но вместо этого восстановилась практика “конвертов”. “Квалифицированная и неквалифицированная рабочая сила оплачивается по минимальной месячной зарплате”. Мнение минблага о неповышении минималки изначально оспаривал Союз свободных профсоюзов ЛР. Трейд–юнионы предлагали ставку в 205 латов.

Расчет минимальной зарплаты производился по статистическому показателю — она не должна была опускаться ниже 50% средней брутто–зарплаты по стране. Но в реальности в 2009 году минималка достигла всего 37,6%. На 2011 год минблаг прогнозирует среднюю зарплату по стране в размере 440 латов (в 2008–м — 479, 2009–м — 461, 2010–м — 435 Ls). Параллельно росту зарплаты на 1,1% индекс потребительских цен вырастет на 0,7% (в этом году он снижается — дефляция составит 2,5%).

Весьма характерные данные приводит минблаг по разделению людей, получающих минималку, — в частном секторе таких 152 200, в общественном — 27 200. Четверть работающих в стране живут на минималку или получают даже меньше ее. Но жить–то как–то надо! И поэтому минблаг прогнозирует, что в 2010 году объем теневого сектора составит 40–50%. “Поэтому честные коммерсанты имеют низкую конкурентоспособность”, — делает философский вывод Аугулис.

Более того, суровая латвийская реальность вступает в противоречие с рядом прекраснодушных международных документов, ратифицированных ЛР. Так, нынешнее положение на рынке труда нарушает Международный пакт ООН по экономическим, социальным и культурным правам человека; Всеобщую декларацию прав человека ООН; Конвенцию о международной организации труда. Со своей практикой тотальных недоплат Латвия совершенно не вписывается и в Европейскую социальную хартию (правда, ее мы и вовсе не ратифицировали!).

Дожили — даже министерство признает, что ЛР не исполняет свои международные обязательства… В этом отношении меткую характеристику нашей социально–экономической системе дал только что опубликованный “Центром согласия” манифест “Восстановленная Латвия”.

Профессор Майкл Хадсон в нем задается вопросом:

“Сколько Латвия будет подчиняться Стокгольмскому синдрому, демократическим путем идентифицируя себя с теми, кто захватил ее экономику и продолжает реализовывать политику, направленную против рабочей силы, промышленного и сельскохозяйственного развития? В результате жители доведены до статуса крепостных иностранных долгов, особенно в пользу бывшего феодального господина Латвии — Швеции. Латышей пребывать в данном холопском статусе заставляет навязанная им пародия на политику в области налогов, зарплат, рабочей силы и торговли, которую использовали страны, достигшие наибольших успехов. Европа и Америка говорят Латвии: “Делайте как мы говорим, а не так, как мы делаем”.


Написать комментарий