Сближать оставшийся латвийский народ поручено Министерству культуры 1

фото mixnews.lv
фото mixnews.lv

Интеграция вернулась в страну. Впрочем, наверное, большинство латвийцев даже и не подозревали, что у нас вообще интеграция была.

С января этой темой занимается Министерство культуры на пару… с МВД. Правда, полицейское ведомство будет интегрировать лишь иммигрантов, коих у нас пока еще ничтожное количество. За сближение же постоянных жителей — граждан и неграждан — поручено отвечать ведомству Сармите Элерте.

Минкульт в ближайшие месяцы должен разработать программу интеграции общества и основные положения интеграционной политике в стране. Кто кого и как будет интегрировать, пока, впрочем, непонятно. Между тем сама глава минкульта постоянно повторяет, что интеграция должна происходить на базе латышского языка.

Эксперт в области гражданского общества, экс–глава департамента бывшего уже секретариата министра по интеграции, а ныне депутат Рижской думы Ирина Винник смотрит на нынешний процесс интеграции весьма скептически.

"Впервые об интеграции на государственном уровне власти заговорили в начале 2000–х годов, — вспоминает Ирина Винник. — В 2002–м был создан и секретариат министра по интеграции общества, в котором я и начала работать. Правительство сперва взялось за данный процесс весьма энергично. Это объясняю тем, что ЛР стремилась вступить в ЕС: нужно было показать Брюсселю готовность решать многочисленные проблемы в области интеграции и прав нацменьшинств.

В 2004–м цель была достигнута, и вскоре выяснилось, что особых претензий Евросоюз Латвии в области интеграции предъявлять не будет. После этого энтузиазм в сфере сплочения общества резко иссяк — правящая элита тему интеграции в списке приоритетов отодвинула на одно из последних мест. Финансирование различных интеграционных программ сократили до минимума, а с наступлением первых признаков экономического кризиса наш секретариат вообще ликвидировали, и с тех пор интеграционная сфера "пошла по рукам" — то этим вопросом занималось Министерство по делам семьи и детей (это ведомство вскоре тоже "зачистили"), то минюст, затем минблаг и вот — с этого года — минкульт.

Честно говоря, не очень верю в готовность правящих всерьез заняться темой сплочения общества. Сперва нужно определить модель интеграции. Каким мы хотим видеть наше общество? Готовы ли мы воспринимать нацменьшинства как полноправных членов латвийского общества? Без четкой, я бы сказала, искренней госполитики в области интеграции сплотить общество не удастся. Особенно учитывая, что время от времени влиятельные политики начинают утверждать, будто у нас в стране есть только две группы нацменьшинств — ливы и цыгане. Поразительное невежество!"

Что же касается нового министра культуры, то Ирина Винник комментирует ее назначение следующим образом: "У Элерте довольно большой опыт работы в негосударственных организациях, она участвовала и в международных проектах, и посему надеюсь, что она приобрела опыт… выслушивания экспертов. Без приглашения авторитетных экспертов едва ли возможно выработать качественную программу интеграции. В любом случае, Элерте, как любому новому человеку в госуправлении, потребуется минимум год, чтобы войти в курс дела. Не думаю, что интеграция будет приоритетом в деятельности министра — средств на культуру хронически не хватает, и тут уже не до интеграции: нужно спасать оставшиеся библиотеки, музеи и театры".

Винник не согласна, что единственной базой для интеграции является латышский язык. "Зачастую политики путают цели и средства. Латышский — это инструмент интеграции. Иными словами, чем быстрее нам удастся сплотить общество, тем ближе латышский язык станет для нацменьшинств. Цель интеграции — это создание ЛАТВИЙСКОЙ НАЦИИ. Такую нацию нельзя создать ТОЛЬКО на основе одного языка, нужны общие ценности, нужно взаимоуважение. Увы, большинство политиков боятся произнести это словосочетание "латвийская нация".

Пока власти готовились "интегрировать" нацменьшинства, оказалось, что интегрировать скоро будет некому, да и некого. Латыши первыми рванули "на выход" — тысячи представителей титульной нации теперь сами интегрируются в ирландское, английское, австралийское и прочие общества. Накануне в "Диене" Элерте признала: если не удастся вернуть на родину молодых, образованных латышей, то интегрировать нацменьшинства будет некому. От себя добавим: зато можно попытаться интегрировать иммигрантов из третьих стран, ведь едва ли территория Латвии будет пустовать…

11.01.2011 , 10:05

Абик Элкин , ves.lv


Написать комментарий

Какая интеграция? 20 лет нацисты разделяют когда-то друживших людей Латвии!