Энергия для Латвии: вода, ветер или атом?

В Риге прошла международная научно-практическая конференция «Латвия и Евросоюз после чернобыльской катастрофы», на которой обсуждался вопрос: откуда Латвии брать энергию - покупать у соседей, строить ГЭС или АЭС?


Через 6 лет страну ждет энергетический кризис


Тень Чернобыля


Представитель латвийского министерства среды Андрис Эглайс напомнил о событиях 19-летней давности, когда в ликвидации последствий аварии «добровольно-принудительное» участие приняли около 6500 латвийцев, из которых 500 скончались, а 3000 остались инвалидами. Латвийским законодательством предусмотрены льготы для ликвидаторов: 47% из них имеют инвалидность.

А в соседней Литве многие участники ликвидации тщетно добиваются статуса инвалидов (его получили лишь 20% ликвидаторов). По словам президента литовского союза «Чернобыль» К. Казлаускаса, власть игнорирует потребности чернобыльцев и отношение общественности к рискованным энергетическим проектам – например, строительству АЭС.

Украина ежегодно тратит 7% бюджета на преодоление последствий чернобыльской аварии, а по расчетам Белоруссии, 30-летний цикл преодоления последствий катастрофы обойдется ей в 235 миллиардов долларов. Дипломаты уверяли, что делается все возможное для достойного обеспечения жертв катастрофы и ее ликвидаторов. Но из кулуарных разговоров можно было понять, что проблем и здесь хватает: административным путем сокращается число ликвидаторов-претендентов на льготы, в Белоруссии немало людей продолжают жить в области заражения.

Финал Игналины


Важной темой конференции стала судьба Игналинской АЭС. Точнее, могильника для захоронения ядерных отходов. По программе, разработанной совместно с ЕС, первый, наиболее устаревший, энергоблок станции был закрыт в этом году, второй разделит эту участь в 2009-м.

Представитель литовских зеленых Саулюс Рикшюс уверен, что у его страны нет потребности в новых АЭС. Куда острее перед Литвой и сопредельными странами стоит проблема ядерного могильника. Вывоз отходов Игналинской АЭС за пределы страны влетит в копеечку, а захоронение в родных недрах вызывает бурную реакцию населения, «зеленой» общественности и соседних государств.

Есть три варианта размещения ядерного могильника: около деревень Галиловка, Апвардай и на месте станции. Все они неподалеку от наших границ. Эти варианты стали альтернативой первоначальному месту расположения хранилища в 700 метрах от границы с Белоруссией. От него пришлось отказаться после протеста белорусской стороны. Теперь тревогу бьют экологи Даугавпилса.

Представитель Даугавпилсского бюро защиты окружающей среды Аркадий Посевин заинтересовался, почему хранилище размещают так близко к границе и что мы будем иметь в обмен на опасное соседство. Навыки гражданской обороны утеряны, и авария может застать врасплох.

В ближайший понедельник в Литву отправятся латвийские специалисты, чтобы обсудить проблемы размещения могильника. Договоренности нужно достичь к весне будущего года. А строительство начнется не раньше 2009 года.

ГЭС, АЭС или?..


Один из инициаторов конференции депутат Рижской думы Дайнис Иванс (ЛСДРП) на заре Атмоды выступил против сооружения Даугавпилсской ГЭС. А сейчас он подчеркнул опасность и непредсказуемость ядерных технологий. По Ивансу, приоритетами латвийской энергетики должны стать оптимизация и экономия ресурсов плюс энергия ветра и солнца. В том же духе были выдержаны выступления латвийских и соседских зеленых.

Представитель «Форатома» (авторитетной структуры ЕС, занимающейся продвижением ядерных энергетических проектов) Сами Тулонен расписал блага атомной энергетики: относительная дешевизна энергии атома, технологическая надежность, экологическая чистота по сравнению со способствующими усилению тепличного эффекта выбросами ТЭЦ.

Страстность сторонников «зеленой» логики несколько охладило выступление представителя «Латвэнерго» Илмарса Стуклиса. В настоящее время – до закрытия Игналинской АЭС – Латвия закупает 30% необходимой ей энергии. Пик энергетического голода будет достигнут к 2012 году. Латвия уже сейчас делит со Швецией второе место (на первом Австрия) в ЕС по использованию энергии ветра и солнца, этот источник занимает весьма малую долю в общем энергетическом балансе и возможности его развития практически исчерпаны.

К стратегическим вариантам относятся:

полная модернизация Рижской ТЭЦ-2,

строительство в Курземе мощной электростанции, действующей на привозном угле,

сооружение Екабпилсской и Даугавпилсской ГЭС,

увеличение доли закупаемой энергии.

Достройка каскада ГЭС на Даугаве может дать 6% общего энергобаланса. В «Латвэнерго» готовы рассмотреть участие в общебалтийском проекте – АЭС нового поколения на месте демонтируемой Игналинской. Соседи-эстонцы также просчитывают этот вариант.

Разговор на конференции получился острым. Он был организован самоуправлением (думской фракцией ЛСДРП) и общественниками (Латвийским союзом «Чернобыль», фондом «Еврорегион Ливония», Латвийским движением зеленых). Звали и министра экономики Кришьяниса Кариньша, и «зеленого» экс-премьера Индулиса Эмсиса, и многих других политиков. Но они не удосужились даже ответить отказом – проигнорировали…

Невозможно и преступно принимать решение о путях развития энергетической отрасли, строительстве ГЭС и АЭС и сооружении ядерных могильников без учета общественного мнения. Должна быть полная ясность мотивов выбора того или иного варианта. Первый шаг к их обсуждению сделан.

09.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий